Восточная гимнастика
Это нетрадиционный метод, с помощью которого у детей при низкой физической нагрузке повысится координация движений и согласованность разных частей тела. Она включает в себя упражнения на развитие мышц плечевого пояса, рук, кистей пальцев.
Качество выполнения упражнений оценивается:
- по соблюдению правильной осанки
- по широте амплитуды движений
- по точности выполнения упражнений в заданном темпе.
Конечный результат выполнения этих упражнений:
- повышение координационных способностей (ритмическая, статическое равновесие)
- умение контролировать свое тело (расслабление)
- развитие рук, кистей пальцев, мышц плечевого пояса.
Упражнения выполняются в любом помещении, в любой одежде. Они не требуют ни атрибутов, ни пособий. Использовать можно как двигательные паузы, как часть физкультурного занятий (ОРУ).
Все упражнения выполняются сидя по-турецки, сидя на стуле, а можно и стоя .
Упражнения разучиваются поэтапно, без музыкального сопровождения в медленном темпе по 2-3 упражнения, прибавляя новые на следующем занятий. Когда дети освоят упражнения, комплекс можно проводить под фонограмму.
Упражнения восточной гимнастики можно использовать в работе с детьми 3-х летнего возраста, но количество упражнений меньше.
Систематическое выполнение комплекса восточной гимнастики, приведет к тому, что дети научатся управлять своим телом, расслабляться, у детей будут развиваться мышцы верхнего плечевого пояса, рук, кистей пальцев.
Комплекс №1
(1 неделя: понедельник, вторник)
«Кувшинчик»
И. п. - ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх.
Описание: 1-2 – поочередно развести руки ладонями вверх, начиная с правой,
3-4 – и. п.
5-6 – повторить разведение рук, но ладонями вниз,
7-8 – и. Дозировка: 5-6 раз.
Методические указание: дети сидят на полу на расстоянии вытянутых рук. Размещение свободное.
«Листочки»
И. п. - руки вверху.
Описание 1-8 – одновременные круговые вращения двумя руками и кистями вправо
(полный круг),
9-16 – повторить то же влево. Дозировка: 3-4 раза.
Методические указания: мышцы рук напряжены, а кисти расслаблены. Следить за
правильной осанкой. Образ: ветерок колышет листочки (руки).
«Шарфик»
И. п. - руки вытянуты вперед.
Описание: 1-4 – медленно поднимать (попеременно или одновременно) руки вверх с
волнообразными движениями кистями,
5-8 – то же с перемещением рук вниз. Дозировка: 30-40 секунд. Методические указания: кисти рук максимально расслаблены
Комплекс №2
(1 неделя: среда, четверг, пятница)
«Кувшинчик»
И. п. - ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх.
Описание: 1-2 – поочередно развести руки ладонями вверх, начиная с правой,
3-4 – и. п.
5-6 – повторить разведение рук, но ладонями вниз,
7-8 – и. Дозировка: 5-6 раз.
Методические указание: дети сидят на полу на расстоянии вытянутых рук. Размещение свободное.
«Листочки»
И. п. - руки вверху.
Описание 1-8 – одновременные круговые вращения двумя руками и кистями вправо
(полный круг),
9-16 – повторить то же влево. Дозировка: 3-4 раза.
Методические указания: мышцы рук напряжены, а кисти расслаблены. Следить за
правильной осанкой. Образ: ветерок колышет листочки (руки).
«Шарфик»
И. п. - руки вытянуты вперед.
Описание: 1-4 – медленно поднимать (попеременно или одновременно) руки вверх с
волнообразными движениями кистями,
5-8 – то же с перемещением рук вниз. Дозировка: 30-40 секунд. Методические указания: кисти рук максимально расслаблены.
«Цветочки-лепесточки»
И. п. - руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперед, левая – сжата в кулак.
Описание: 1-2 – поочередно и медленно сжимать кисти в кулаки и разжимать,
1-2-3-4 – то же упражнение выполняется вдвое быстрее.
Дозировка: 30 секунд.
Методические указания: четкая смена темпа в двух частях упражнения.
«Китайский веер»
И. п. - руки согнуты в локтях на уровне лица, ладони обращены вперед, левая – сжата в кулак.
Описание: 1-4 – поочередные круговые веерообразные движения пальцами, начиная
от мизинца,
5-8 – повторить в обратном направлении.
Методические указания: выполнять с полной амплитудой движений пальцами. Образ: раскрываем китайский веер (пальцы), закрываем.
Комплекс №3
(2 неделя: понедельник, вторник)
«Кувшинчик»
И. п. - ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх.
Описание: 1-2 – поочередно развести руки ладонями вверх, начиная с правой,
3-4 – и. п.
5-6 – повторить разведение рук, но ладонями вниз,
7-8 – и. Дозировка: 5-6 раз.
Методические указание: дети сидят на полу на расстоянии вытянутых рук. Размещение свободное.
«Листочки»
И. п. - руки вверху.
Описание 1-8 – одновременные круговые вращения двумя руками и кистями вправо
(полный круг),
9-16 – повторить то же влево. Дозировка: 3-4 раза.
Методические указания: мышцы рук напряжены, а кисти расслаблены. Следить за
правильной осанкой. Образ: ветерок колышет листочки (руки).
«Шарфик»
И. п. - руки вытянуты вперед.
Описание: 1-4 – медленно поднимать (попеременно или одновременно) руки вверх с
волнообразными движениями кистями,
5-8 – то же с перемещением рук вниз. Дозировка: 30-40 секунд. Методические указания: кисти рук максимально расслаблены.
«Цветочки-лепесточки»
И. п. - руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперед, левая – сжата в кулак.
Описание: 1-2 – поочередно и медленно сжимать кисти в кулаки и разжимать,
1-2-3-4 – то же упражнение выполняется вдвое быстрее.
Дозировка: 30 секунд.
Методические указания: четкая смена темпа в двух частях упражнения.
«Китайский веер»
И. п. - руки согнуты в локтях на уровне лица, ладони обращены вперед, левая – сжата в кулак.
Описание: 1-4 – поочередные круговые веерообразные движения пальцами, начиная
от мизинца,
5-8 – повторить в обратном направлении.
Методические указания: выполнять с полной амплитудой движений пальцами. Образ: раскрываем китайский веер (пальцы), закрываем
«Змея"
И. п. - ладони обеих рук сложены вместе пальцами вперед.
Описание 1-4 – змеевидные движения двумя руками вперед,
5-8 – вверх, 9-12 – вправо,
13-16 – влево. Дозировка: 2 цикла.
Методические указания: кисти не разъединять, держать симметрично.
«Птичка и птенчики»
И. п. - руки согнуты в локтях ладонями вперед, пальцы широко расставлены. Описание 1-4 – пальцы от указательного до мизинца (птенчики) поочередно касаются
большого (птички),
5-8 – повторить в обратном направлении. Дозировка: 4 раза.
Методические указания: сначала в медленном темпе разучить упражнение без музыкального сопровождения. Образ: птичка (большой палец) кормит птенчиков.
Комплекс №4
(2 неделя: среда, четверг, пятница)
«Цветочки-лепесточки»
И. п. - руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперед, левая – сжата в кулак.
Описание: 1-2 – поочередно и медленно сжимать кисти в кулаки и разжимать,
1-2-3-4 – то же упражнение выполняется вдвое быстрее.
Дозировка: 30 секунд.
Методические указания: четкая смена темпа в двух частях упражнения.
«Китайский веер»
И. п. - руки согнуты в локтях на уровне лица, ладони обращены вперед, левая – сжата в кулак.
Описание: 1-4 – поочередные круговые веерообразные движения пальцами, начиная
от мизинца,
5-8 – повторить в обратном направлении.
Методические указания: выполнять с полной амплитудой движений пальцами. Образ: раскрываем китайский веер (пальцы), закрываем
«Змея»
И. п. - ладони обеих рук сложены вместе пальцами вперед.
Описание 1-4 – змеевидные движения двумя руками вперед,
5-8 – вверх,
9-12 – вправо,
13-16 – влево. Дозировка: 2 цикла.
Методические указания: кисти не разъединять, держать симметрично.
«Птичка и птенчики»
И. п. - руки согнуты в локтях ладонями вперед, пальцы широко расставлены. Описание 1-4 – пальцы от указательного до мизинца (птенчики) поочередно
касаются большого (птички),
5-8 – повторить в обратном направлении. Дозировка: 4 раза.
Методические указания: сначала в медленном темпе разучить упражнение без музыкального сопровождения. Образ: птичка (большой палец) кормит птенчиков.
«Фонтанчик»
И п. руки с переплетенными пальцами находятся грудью ладонями вниз, локти вниз, слегка разведены.
Описание 1-4 – руки постепенно поднимаются вверх с попеременными движениями
кистями вправо-влево, пальцы не размыкать;
5-8 – руки опускаются вниз. Дозировка: 2-3 раза.
Методические указания: ладони обращены все время вниз. Полностью выпрямлять руки в локтях в положении вверху и внизу.
«Волна»
И. п. руки в положении упражнения №8.
Описание 1-4 – круговые волнообразные движения соединенными кистями вправо,
5-8 – влево. Дозировка: 2 цикла.
Методические указания: выполнять с широкой амплитудой движений в плечевом поясе.
Комплекс №5
(3 неделя: понедельник, вторник)
«Змея»
И. п. - ладони обеих рук сложены вместе пальцами вперед.
Описание 1-4 – змеевидные движения двумя руками вперед,
5-8 – вверх, 9-12 – вправо,
13-16 – влево. Дозировка: 2 цикла.
Методические указания: кисти не разъединять, держать симметрично.
«Птичка и птенчики»
И. п. - руки согнуты в локтях ладонями вперед, пальцы широко расставлены. Описание 1-4 – пальцы от указательного до мизинца (птенчики) поочередно
касаются большого (птички),
5-8 – повторить в обратном направлении. Дозировка: 4 раза.
Методические указания: сначала в медленном темпе разучить упражнение без музыкального сопровождения. Образ: птичка (большой палец) кормит птенчиков.
«Фонтанчик»
И п. руки с переплетенными пальцами находятся грудью ладонями вниз, локти вниз, слегка разведены.
Описание 1-4 – руки постепенно поднимаются вверх с попеременными движениями
кистями вправо-влево, пальцы не размыкать;
5-8 – руки опускаются вниз. Дозировка: 2-3 раза.
Методические указания: ладони обращены все время вниз. Полностью выпрямлять руки в локтях в положении вверху и внизу.
«Волна»
И. п. руки в положении упражнения №8.
Описание 1-4 – круговые волнообразные движения соединенными кистями вправо,
5-8 – влево. Дозировка: 2 цикла.
Методические указания: выполнять с широкой амплитудой движений в плечевом поясе.
«Деревце»
И.п. руки в положении упражнения №8, но локти соединены.
Описание 1-4 – круговые вращения соединенными кистями вверх,
5-8 – вниз. Дозировка: 30 секунд.
Методические указания: локти не разъединять.
«Парус и лодочка»
И.п. пальцы переплетены перед грудью, ладони внутрь (к себе), локти в стороны. Описание 1 – с легким поворотом туловища движение рук ладонями наружу вправо,
2 – и. п. 3 – то же влево, 4 – и. п.
5 – руки ладонями вперед, 6 – и.п.
7 – то же вверх, 8 – и. п. Дозировка: 4 раза.
Методические указания: действовать, плавно прогибая и сжимая пальцы. Образ: ветерок подул с левой стороны – парус надулся вправо.
«Натянутый лук»
И.п. руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены.
Описание 1-8 – пружинящие движения руками назад. Дозировка: 2 раза.
Методические указания: активно прогнуться в спине.
Комплекс №6
(3 неделя: среда, четверг, пятница)
«Деревце»
И.п. руки в положении упражнения № 8, но локти соединены.
Описание 1-4 – круговые вращения соединенными кистями вверх, 5-8 – вниз.
Дозировка: 30 секунд.
Методические указания: локти не разъединять.
«Парус и лодочка»
И.п. пальцы переплетены перед грудью, ладони внутрь (к себе), локти в стороны. Описание 1 – с легким поворотом туловища движение рук ладонями наружу вправо,
2 – и. п. 3 – то же влево, 4 – и. п.
5 – руки ладонями вперед, 6 – и.п.
7 – то же вверх, 8 – и. п. Дозировка: 4 раза.
Методические указания: действовать, плавно прогибая и сжимая пальцы. Образ: ветерок подул с левой стороны – парус надулся вправо.
«Натянутый лук»
И.п. руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены.
Описание 1-8 – пружинящие движения руками назад. Дозировка: 2 раза.
Методические указания: активно прогнуться в спине.
«Солнышко вращается»
И.п. руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены.
Описание 1-4 – вращение руками и туловищем вправо,
5-8 – влево. Дозировка: 2-3 раза.
Методические указания: выполнять с широкой амплитудой движения в пояснице.
«Стекло»
И.п. руки согнуты в локтях перед лицом, ладони вперед.
Описание 1-2 – попеременные передвижения ладонями вверх, прикасаясь к воображаемому стеклу,
3-4 – то же вниз, 5-6 – вправо-влево,
7-8 и. п. Дозировка 30-40 секунд.
Методические указания: обратить внимание детей на положение кистей в одной плоскости! Спина прямая.
«Принцесса Востока»
И.п. руки согнуты в локтях на уровне шеи ладонями вниз, пальцы переплетены. Описание 1-2 – движения головой вперед – назад,
3-4 – вправо-влево,
5-8 – по кругу. Дозировка: 30 секунд.
Методические указания: плечи неподвижны, спина прямая, «работают» только мышцы шеи и головы.