Участники (10—20 человек) строятся в шеренгу перед руководителем. Расстояние между игроками — шаг, между ними и ведущим — 6—8 шагов.
Ведущий подает и выполняет команды: «Равняйсь», «Смирно», «Руки вперед», «Присесть» и т. п. Команду выполняют только в том случае, когда перед ней произносят слово «отряд». Игрок, выполнивший команду без этого дополнительного слова, ошибся. Он делает шаг вперед и продолжает игру. При повторной ошибке — еще шаг вперед и т. д. Через 3—4 минуты игру заканчивают. Отмечают самых внимательных, оставшихся на месте, то есть победителей. Можно провести другой вариант игры в том же построении. Она называется «Запрещенное движение». Все движения водящий показывает, но уславливаются, что какие-либо два запрещены. Кто ошибается — делает шаг вперед, т. е. правила те же, что и в предыдущей игре, так же подводят и итоги.
2. «КАРЛИКИ» И «ВЕЛИКАНЫ»
Эта игра на внимание. Играющие, 10—15 человек, строятся в ряд или образуют полукруг в нескольких шагах от ведущего
Ведущий называет большие предметы или животных, например: «дом», «слон», «жираф» и т. д. Ребята поднимаются на носочки и тянутся вверх, показывая их размер. Если же названы, например, «шишка», «мышка», «иголка» и т. д., все участники приседают и опускают руки. Кто ошибется — делает шаг вперед, при повторной ошибке выбывает из игры.
Ведущий не только громко называет предметы, но и сам выполняет движения. Проверяя внимание играющих, он намеренно «ошибается». Те, кто плохо слушает и только смотрит, что он показывает, вскоре выбывают из игры. Игра длится 2—3 минуты, затем отмечают самых внимательных.
1
МЕТАТЕЛИ
Эту игру, развивающую ловкость и глазомер, можно проводить в небольшом помещении.
Набрасывание колец. Игроки набрасывают на колышки или ножки перевернутого стула резиновые кольца или из фанеры, диаметром 15-'20 см. За попадание с 5—-6 шагов в ближнюю мишень дают на 2 очка меньше, чем за меткий бросок в дальнюю. Можно сделать щит с колышками, на котором написано количество очков. Выигрывает тот, кто наберет большую сумму.
Другие варианты игры. Двое игроков встают в 8—10 шагах друг от друга. Один бросает по очереди кольца в сторону товарища, тот ловит их на вытянутую руку, не выходя при этом из очерченного круга (обруча). Затем игроки меняются местами. Можно использовать для игры пластмассовые обручи. Игрок ловит их руками, вытянутыми вперед-вверх, ладони сцеплены, обручи проходят по туловищу и падают на пол.
Метание мешочков. Для игры нужно пять мешочков, наполненных наполовину песком или горохом. Бросают с 5—6 шагов на табуретку, так чтобы они не упали на пол. Сделать это непросто: траектория полета должна быть довольно крутой. Победа присуждается по количеству метких попаданий.
СОРЕВНОВАНИЕ ЛОВКИХ
К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленточку.
Одну палочку держит обеими руками один игрок, а другую — второй. По сигналу оба начинают наматывать веревочку (шнур) на свою палочку.
Побеждает тот, кто первым накрутит ее до середины.
2
9. ЗАБАВНЫЙ ХОККЕЙ
В 12—20 шагах один от другого (в зависимости от размеров площадки) ставят два стула или две небольшие короткие скамейки. Это хоккейные ворота. Играют две команды по 2 или 3 человека. Всем «хоккеистам» связывают веревочкой ноги выше ступней, а в руки дают клюшки для игры в хоккей с мячом или на траве. Их можно заменить обычными гимнастическими палками. Шайбой служит пластмассовый кубик, а если игра проводится палками, то можно использовать вместо кубика резиновое кольцо. Руководитель вбрасывает «шайбу» в середине зала между двумя игроками. Победителем считается тот, кто за 5 минут забьет больше голов в ворота соперника. В ходе игры судья-руководитель решает, кому вводить кубик в игру, если он попадет к зрителям.
Можно играть, используя небольшой резиновый мяч, без клюшек и палок. Остальные правила те же.
В этой игре мальчики и девочки соревнуются отдельно. Боевые петухи. На полу чертят круг диаметром 2—3 м. Играющие (мальчики) делятся на две команды и выстраиваются шеренгами. В каждой выбирают капитана. Они отправляют по одному игроку-«петуху» в круг.
По сигналу руководителя начинается поединок. «Петухи», прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга или же заставить противника встать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Затем в круг идет следующая пара «петухов» и т. д. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед.
Игру можно провести в других вариантах: игроки приседают, держась руками за голеностоп, стараясь вытолкнуть друг друга плечом. Можно и спиной, при этом игроки захватывают друг друга под руки.
Можно проводить поединок для девочек. Одна из них показывает несложную комбинацию со скакалкой, а другая повторяет ее. Затем они меняются ролями, и упражнение выполняет другой игрок. Постепенно комбинации усложняются. Выигрывает участница, которая за 3—4 минуты придумает больше интересных упражнений и допустит меньше ошибок.
6. ВЕСЕЛЫЕ ПРЫГАЛКИ
Эта игра развивает ловкость, координацию движений. Девочки и мальчики соревнуются отдельно.
Играют трое. Концы двухметровой резинки шириной 8— 10 мм связывают. Двое стоят в двух метрах лицом друг к другу, расставив ноги на ширину ступни и натянув резинку ногами на уровне 20 см от земли.
Комбинации прыжков могут быть самые разнообразные: прыжки внутрь прямоугольника и обратно; на одной ноге, на двух вместе и т. д.
Дальше игру усложняют. Для этого резинку поднимают и натягивают на уровень коленей, а затем — на уровень пояса. Игра продолжается до тех пор, пока прыгающий не ошибется, т. е. не коснется резинки. Если он ошибся, то меняется местом с одним из игроков, образующих этот резиновый прямоугольник.
Третий участник вступает в игру, когда ошибется предыдущий. Каждый игрок, заменяющий того, кто ошибся перед ним, продолжает не выполненную им комбинацию и усложняет ее.
4
7. ВОКРУГ СТУЛЬЕВ
Эта игра поможет определить, кто быстрее бегает. Мальчики и девочки соревнуются отдельно.
Два стула ставят спинками друг к другу на расстоянии 5— 8 шагов один от другого. Под стульями на полу протягивают шнур (или связанные скакалки) так, чтобы его концы были видны. Игроки распределяются на пары. Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу. По сигналу руководителя каждый из них бежит влево, обегая стул соперника, возвращается, садится на свой стул и старается быстрее партнера выдернуть шнур. Сумевший сделать это первым — побеждает. Затем в игру вступает следующая пара играющих. В итоге определяют лучшего игрока. Два правила, которые необходимо помнить: запрещается, обегая стул соперника, браться за него руками; чтобы выдернуть шнур, надо обязательно сесть на стул. Можно проводить игру так: победитель остается на стуле и соревнуется со следующим игроком. Победивший три раза подряд уступает место другому участнику.
10. БЫСТРЫЙ И ЛОВКИЙ
Существует несколько вариантов этой игры:
Шесть-восемь стульев ставят по кругу плотно один к другому, сиденьями вовнутрь. На них садятся участники игры.
Один (по жребию) встает и идет в середину круга. Его место свободно. По сигналу руководителя водящий старается сесть на этот стул, но сидящие перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не успевший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.
Стулья ставят по кругу, но спинками вовнутрь. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево), по свистку каждый старается занять стул. Но поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул.
Это упражнение рассчитано на игроков с хорошей гибкостью и чувством равновесия. Играющий садится на стул, опираясь правой рукой о спинку, а левой о сиденье. Он старается подняться на руках, поджав ноги, перенести их между руками за стул и, не зацепив его, встать на пол.
5
12. ЛОВИ — НЕ ЛОВИ
Участники игры, 6—8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4—5 шагах от игроков с волейбольным или резиновым мячом, бросает его любому игроку, при этом произносит слова, например, «мед», «малина», «торт» и т. п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие несъедобные предметы, например, «канат», «палка», «очки» и т. п. (мяч ловить не следует).
Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросал мяч.
Игру продолжают до тех пор, пока в шеренге не останутся двое самых внимательных. Из них выбирают нового ведущего и все повторяют сначала.
ЧЕЛНОК
13. ЧЕЛНОК
13. ЧЕЛНОК
Две команды по 5—8 человек располагаются справа и слева от проведенной линии. Число мальчиков и девочек одинаково. Играющие выбирают капитанов. Игроки одной команды прыгают, отталкиваясь ногами с места вправо, от средней линии, а другой — влево. После прыжка первого номера отмечают линию его приземления. Он возвращается в команду, а от отметки в обратную сторону (к средней черте) прыгает первый номер другой команды. Делают отметку его приземления, а прежнюю убирают. От этой отметки в другую сторону снова прыгает игрок первой команды и т. д. Контрольной всегда является средняя линия. Если последнему игроку (команды, которая начала прыжки второй) удалось перепрыгнуть через нее, его команда побеждает. Правилами не разрешается заступать за черту, от которой прыгаешь. Если после приземления игрок отступит назад, то отметка переносится к крайней точке приземления предыдущего игрока. Каждый имеет право только на один прыжок, включая и капитанов
ПЯТНАШКИ ПО КРУГУ
Участники игры (8—10 человек) строятся по кругу, взяв в руки веревочку, и держат ее на уровне пояса. Водящий находится в середине круга и старается неожиданно коснуться руки одного из игроков. Тот быстро убирает руки и выпускает веревку, а потом опять берется за нее. Водящий же старается все-таки коснуться руки другого, держащего веревочку. Если ему это удается, этот игрок сменяет водящего. В другом варианте игры участники стоят по кругу и держат руки ладонями вверх. Водящий старается коснуться ладони одного из игроков. Осаленный сменяет водящего. Побеждает тот, кто не был в роли водящего. Можно провести игру и так. Игроки вслух считают от 1 до 70. Цифры, которые оканчиваются или делятся на 7, произносить нельзя. Сказать нужно «мимо». Тот, кто ошибается, выбывает из игры, и счет продолжается.
«ШИШКИ», «ЖЕЛУДИ», «ОРЕХИ»
Играющие делятся на тройки, строятся колонной лицом к центру в трех-четырех шагах от водящего. Водящий стоит в середине круга. Водящий дает всем играющим названия, например, первые в тройках — «шишки», вторые — «желуди», третьи — «орехи».
По сигналу водящий громко говорит, например: «Орехи». Все играющие под этим названием должны поменяться местами, а водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если это ему удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.
Когда игра освоена, водящему можно называть двух или трех игроков сразу, например: «шишки, орехи». Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими. Правила игры запрещают вызванным оставаться на месте. Такой игрок становится водящим.
7
МЯЧ ПО КРУГУ
Играющие образуют круг, рассчитываются на «первый-второй». Первые номера — одна команда, вторые — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны. У них в руках по мячу.
По сигналу капитаны передают мячи по кругу в противоположных направлениях игрокам своей команды, через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану. Можно условиться и передавать его три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого места.
Во втором варианте передачу начинают с разных сторон круга в одном направлении (вправо или влево). Один мяч должен догнать другой.
Задача каждой команды выполнить упражнения как можно быстрее, капитаны поднимают мячи, показывая, что игра закончена.
ВТОРОЙ ЛИШНИЙ
Участники игры строятся по кругу на расстоянии шага один от другого.
Двое водящих один бежит, а другой его догоняет. Когда убегающему грозит опасность быть пойманным, он может встать впереди любого игрока, как показано на рисунке. Тот убегает от преследователя и сам старается занять место впереди. Если же догоняющий успеет осалить бегущего, то игроки меняются ролями, и водящим становится тот, кто убегал.
Можно провести игру по-другому. Убегающий старается встать впереди одного из игроков. Но оказавшийся сзади не убегает, а становится водящим и начинает преследовать того игрока, который сам был только что в роли догонявшего. Водящим запрещается бегать через круг
8
ВОЗЬМИ БУЛАВУ
На столик ставят 3—4 кегли или булавы, которые можно заменить деревянными (пластмассовыми) городками или кубиками. Играющие стоят в ряд или сидят на стульях в 8—-10 шагах от столика. Игроков должно быть на одного больше, чем предметов. Водящий показывает отвлекающие упражнения (движения рук вперед, вверх, к плечам или подскоки, шаг на месте). Все игроки повторяют их. Неожиданно подается свисток. Играющие устремляются к столику, стараясь схватить булаву. Тот, кто не успеет этого сделать, выбывает из игры, и со стола убирают одну булаву. Игра продолжается до тех пор, пока два наиболее быстрых игрока не выявят победителя между собой. В другом варианте игры булавы (6—8 штук) ставят на полу по кругу, а играющие двигаются с внешней стороны, ожидая сигнала. Остальные правила прежние.
. ЭСТАФЕТА С ОБРУЧЕМ
Для игры нужны два деревянных или пластмассовых обруча. Соревнуются две команды по 5 человек, они выстраиваются шеренгами напротив друг друга. Расстояние между игроками в командах полтора-два шага. Крайнему (капитану) в каждой команде дают обруч.
По свистку капитаны продевают обруч через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает обруч третьему и т. д. Последний возвращает его таким же образом обратно. Игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану. Выигрывает команда, в которой это сделали быстрее и не совершили ошибок. Игра проводится три-четыре раза.
Можно использовать для игры несколько (3—5) обручей. По сигналу, подняв обруч вверх, капитан передает его соседу, который продевает его через себя, поднимает и передает стоящему рядом. Постепенно капитан отдает все обручи на другой конец шеренги. Выигрывает команда, сделавшая это быстрее.
Можно провести эстафету. В 10—15 метрах перед каждой шеренгой лежат обручи. Задача каждого игрока добежать до обруча, поднять его, продеть через себя и вернуться обратно, коснувшись рукой следующего. Выигрывает команда, выполнившая упражнение быстрее.
9
«ПТИЦЫ» И «КЛЕТКА»
Игра рассчитана на школьников младшего возраста и способствует воспитанию выдержки, смелости и решительности. Половина играющих (8—12 человек), взявшись за руки, образуют круг — «клетку». Другая половина — «птицы». Они располагаются свободно по внешней стороне круга. По сигналу игроки «клетки» движутся шагом вправо, а «птицы» — влево. По следующему сигналу «клетка» останавливается, и играющие поднимают соединенные руки вверх. «Птицы» начинают пробегать под поднятыми руками в «клетку» и выбегать из нее. На свисток, и «клетка» закрывается, при этом игроки опускают руки, слегка приседая. «Птицы», оказавшиеся в «клетке», считаются пойманными. Они встают в круг и берутся за руки с остальными игроками, увеличивая размер «клетки». После того как «клетка» захлопнется три или четыре раза, подводят итоги. Отмечают самых быстрых и ловких «птиц». Затем играющие меняются ролями.
Если в момент сигнала голова «птицы» будет внутри «клетки», она считается пойманной. Те «птицы», которые стараются не перебегать через «клетку», считаются пойманными.