игры для часто болеющих детей

 САЙТ

инструктора по физической культуре

Евстигнеевой Ольги Николаевны

Яндекс.Метрика

 

игры для часто болеющих детей

 

 

Уважаемый посетитель, коллега или родитель!

  Пожалуйста, для моей мотивации, напишите КОММЕНТАРИЙ! Для этого НЕ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ!

Роль движений в развитии и здоровье человека велика. Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с болезнью.

Ребенка не всегда можно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Поэтому данные представленные адаптированные игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, соответствуют не только потребностям растущего организма, но и являются мощнейшим терапевтическим фактором: радость, эмоциональный подъем, увеличение совместного общения с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Игры подобраны по виду заболевания, по возрасту. Есть игры простые и сложные по выполнению, но их можно чередовать. К каждой игре есть пояснение, на что во время проведения необходимо обращать внимание, чтобы достичь быстрого, максимального эффекта.

Даны краткие рекомендации по проведению игр и критерии усталости во время игры

 

В результате использования лечебных игр, мы не только оздоравливаем детей, но способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости, меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Данные игры подобраны по виду заболевания, по возрасту. Есть игры простые и сложные по выполнению, но их можно чередовать.

К каждой игре есть пояснение, на что во время проведения необходимо обращать внимание, чтобы достичь быстрого, максимального эффекта.

Но стоит учитывать, что оздоровительный эффект от игр, упражнений возможен лишь при проведении частых, длительных занятий (в течение 3-4 месяцев, по 2-3 раза в день).

Общие рекомендации по проведению игр

  1. Во время болезни стоит выбирать игры, не вызывающие большой психологической нагрузки (дети увеличивая темп выполнения, могут вызвать перегрузку организма). Лучше всего обращать внимание на точность выполнения и соблюдение правил игры.
  2. Игры следует подбирать и сочетать таким образом: чтобы они не вызывали утомления, оказывали разностороннее воздействие на ребенка и обязательно делать перерыв на отдых с музыкальными заставками, пением.
  3. Игры проводить в течение 3-4 месяцев 2-3 раза в день с учетом психологической нагрузки: т.е. вначале игры с меньшей нагрузкой, а затем – с большей нагрузкой , и опять закончить игрой с меньшей нагрузкой.
  4. Для концентрации внимания у ребенка – убрать все предметы и игрушки,  которые могут отвлечь.
  5. Взрослый (мама, папа) или тот, кто играет с ребенком обязательно, принимает участие. Голос при этом должен быть заинтересованным или даже интригующим.
  6. Перед игрой, в самом начале, обязательно проветрить комнату, очистить нос от слизи, что поможет осуществлять правильное носовое дыхание.
  7. Дети могут часто забывать правила – это неизбежно и нормально, поэтому: пред началом игры нужно в понятной форме разъяснить, напомнить правила, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения задания.
  8. Если вы увидели, что задание для ребенка оказалось сложным, то можете внести изменения в ход самой игры или использовать игру менее сложную.
  9. Если вы один и вам сложно проводить занятия в течении 3-4 месяцев, то можете договориться с другими родителями и делать это по очереди, командой (3-4 участника).
  10. Время занятий, игр от 5 минут до 15 минут.

 

Критерии усталости организма у ребенка во время игры

  1. Выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, ссорится с другими участниками), или, наоборот, через чур вялый, отвлекается.
  2. Движения выполняет нечетко, неуверенно, появляются лишние движения.
  3. Кожа сильно покраснела или побледнела, небольшая синющность под глазами.
  4. Ребенок сильно потеет, особенно лицо
  5. Пульс и дыхание учащены.

 

Чтобы снизить нагрузку, снять психоэмоциональное напряжение вам следует:

- уменьшить время занятий;

- уменьшить количество повторений одной и той же игры;

- упростить сюжет игры;

- изменить исходное положение во время игры (лежа или сидя);

- чаще включать паузы отдыха и дыхательные упражнения

- снизить требовательность к точности и координации движений;

- голос сделать более мягким, повествовательным, а не командным;

- использовать негромкую, мелодичную музыку.

 

Игры для часто болеющих детей  (в домашних условиях)

 

Содержание игры

возраст

диагноз

оборудование

примечание

1.«Пастушок дудит в рожок».

Попросить ребенка как можно громче подуть в дудочку, рожок, чтобы созвать всех коров. При этом взрослый показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок или дудочку. Побеждает тот, кто продудит громче всех.

2. «Король ветров».

Рассказ ведущего «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного.Устроили соревнования: какой ветер дует сильнее всех». Дети парами дуют на вертушку (чья вертушка крутится дольше, тот и победил) или на подвешенные воздушные шары (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается 3 попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть. Из каждой пары отбирается лучший и они соревнуются между собой. Победителю присваивают титул «Король ветров» и усаживают «трон» (стул).

3. «Бульканье»

Перед каждым стоит на столике бутылочки с водой и соломинкой.Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в соломинку, чтобы получилось долгое бульканье. Все сначала пробуют сделать тоже самое. По команде все начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось пробулькать дольше, получает жетон.

«Совушка - сова».

Сидя на стульчике, ребенок на сигналы взрослого поворачивает голову: «День»- вправо и влево, а  «Ночь»-смотря вперед, машут руками-«крыльями» опуская медленно вниз, протяжно, без напряжения произнося «у…у…ф-ф-ф».

«Шарик лопнул»

Взрослый предлагает детям «надуть шарик».Дети должны надуть воображаемый шарик через рот «ффф..» медленно соединяя ладони под шариком.

По сигналу взрослого шарик лопается – дети хлопают в ладоши

«Запасливые хомячки»

Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «боло­то» и перенести все фанты на другую сторону. Ребе­нок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно.

Затем  начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с «кочек».

«Чей шарик дальше?»

Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше

«Перышки»

Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на 2 команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. По сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее

«Самолетик-самолет»

Самолетик-самолет

Отправляется в полет,

(ребенок разводит руки в стороны ладонями вверх)

Жу, жу, жу,

Жу, жу, жу,

(делает поворот вправо

и выдох «жжж»)

Постою и отдохну

(встает прямо, опустив руки, — пауза)

Я налево полечу,

(поднимает голову — вдох)

Жу, жу, жу,

Жу, жу, жу,

(делает поворот влево

 и выдох «жжж»)

Постою и отдохну

(встает прямо и опускает руки — пауза)

«Мышка и Мишка»

Ведущий показывает движения и произносит слова:

У Мишки дом огромный

(выпрямится, встать на носки, поднять руки вверх, подтянуться, посмотреть на руки – вдох)

У мышки – очень маленький

(присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «шшш»)

Мышка ходит в гости к Мишке,

Он же к ней не попадает.

(надо ходить по залу)

Стишок с движениями повторяется 4-6 раз. Ведущему следует внимательно следить за четкостью и координацией движений.

«Ветер»

Ведущий предлагает поиграть в «ветер».Читает стихи и делает в ритм их движения:

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу:

(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу — налево посвищу

(повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и надуть)

Могу подуть направо,

(голова прямо вдох, голова направо выдох, губы трубочкой)

Могу подуть вверх — в облака

(голова прямо вдох через нос, опустить голову, подбородком касаясь гру­ди, — спокойный глубокий выдох через рот)

А пока — я тучи разгоню.

(круговые движения руками)

«Поезд с арбузами»

Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросается мячик кому-нибудь из детей. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. Иногда мяч возвращается к первому, он кидает его ведущему – это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» — поезд движется, и ребята делают круговые движения руками. Через 2—3 минуты останавливаются. Дети говорят «шшш» — поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке.

 

 

 

«Куры»

Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки-«крылья», опустив голову. Произносит «так, так, так», одновременно похлопывая себя по коленям, – выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3-5 раз.

 

«Косари»

Ведущий предлагает ребенку покосить траву. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Ведущий читает стихи и «косит», а ребенок со звуком «зу» переводит руки махом в сторону (влево выдох, затем вперед, вправо — вдох):

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Затем ведущий и ребенок встряхивают руки в расслабленном состоянии и повторяют игру 3—4 раза

2-3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

3года

 

 

 

 

 

 

 

 

3года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3года

Ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды.

 

 

 

 

Ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды.

 

 

 

 

Ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бронхиальная астма, астматический бронхит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бронхиальная астма, астматический бронхит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бронхиальная астма, астматический бронхит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бронхиальная астма, астматический бронхит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бронхиальная астма, астматический бронхит

 

 

 

 

 

 

 

 

Бронхиальная астма, астматический бронхит

Рожок, дудочка

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертушка или шарик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стакан или бутылочка наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка), жетон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фанты из бумаги

 

 

 

 

 

 

 

2 стула, листы бумаги, 4 — 5 фантов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стол, два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка

 

 

 

 

 

4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных 3—4 перышка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3—4 мяча разной формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Укрепление круговой мышцы рта, тренировка правильного носового дыхания

 

 

 

 

Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.

Воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот (губы сложены в трубочку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Глубокий вдох через нос и длинный выдох в трубочку, чтобы получился булькающий звук.

 

 

 

Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшить углубленный выдох

Игра повторяется 2-3раза

 

Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания

 

 

 

 

Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Укрепление круговой мышцы рта, тренировка на­выков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах

 

 

 

 

 

 

 

Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование правильного дыхания (его глубины, ритма), укрепление мышц рук и грудной клетки, усвоение понятий «налево», «направо», координа­ция движений в пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координация движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз», формированием ритмичного глубокого дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улучшение глубины и ритма дыхания, укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки, тренировка координации движений, умения согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осанку и чтобы при звуке «шшш» губы складывались в трубочку.

 

Укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины, ритма), развитие внимания, выдержки, формирование правильной осанки.

 

Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.

 

 

 

 

 

 

 

Данные упражнения помогут родителям в игровой форме научить детей делать правильный выдох, направлять струю воздуха в заданном направлении, а также, делать массаж биологических точек.

Дыхательные упражнения

Дети встают, потягиваются всем телом, делают энергичный выдох. Делая повороты головы в соответствии с текстом, ребята выполняют акцентированное диафрагменное дыхание (спокойный вдох и быстрый силовой выдох с втягиванием живота за счет сокращения мышц, вытягивая губы в трубочку и произнося: «У-у-ух!..).

Игра, для развития дыхания «Бабочки»

Каждый ребенок берет бабочку, прикрепленную за ниточку к палочке, дует на нее, наблюдая, как она кружит­ся в воздухе. Дети должны следить за продолжитель­ностью и ровностью выдыхаемой воздушной струи.

Дыхательное упражнение «Ныряние»

Дети приседают, задерживают дыхание и не ше­велятся, пока водящий-«щука» «проплывает» мимо них.

Массаж биологически активных зон

«Снего­вик»

 

 


 

Раз и два, раз и два —

 Лепим мы снеговика.

Мы покатим снежный ком

 Кувырком, кувырком.

Мы его слепили ловко.

 

Вместо носа есть морковка,

 

Вместо глазок — угольки,

 

 

Ручки — веточки нашли.

А на голову — ведро.


Имитируют лепку снеж­ков.

 

Поочередно проводят ла­донями по шее справа и слева.

Проводят пальцами по щекам сверху вниз.

Растирают указатель­ными пальцами крылья носа.

Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергич­но растирают лоб.

Трут ладонями друг о друга.

Раздвигают указатель­ный и средний пальцы «ви­лочкой» и растирают точ­ки перед ушами и за ними.

 


 

Посмотрите, вот оно!                

 

 

Кладут обе ладони на макушку и покачивают го­ловой.

 


 

«Кро­кодил»  (для профилактики простудных заболеваний)

Дети, сидя по-турецки, делают массаж биологиче­ски активных зон.

Крокодил ждет гостей,

(Поглаживают ладонями шею движениями от шей­ного отдела позвоночника вперед к яремной ямке.)

Пасть его полна гвоздей.        

(Кладут большие пальцы рук на шею под челюстями и мягко поглаживают.)

Я спросил у крокодила:     

(Сжимают пальцы в кула­ки, возвышениями больших пальцев быстро растира­ют крылья носа.)

 «Здесь овца не проходила?»

(Приставляют ладони ребром ко лбу и растира­ют его движениями в сто­роны вместе.)

А злодей лежит на дне     

(Сильно раздвигают указа­тельный и средний пальцы, кладут их перед ушами и за ними и с силой растира­ют кожу.)

И подмигивает мне!   

(Трут ладони друг о друга и подмигивают одним глазом.)

Массаж рук и ног «Черепаха»

 


 

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха. 

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Пощипывают поочередно руки от кисти к плечу

 


 

 

 


 

Черепаха — дом ходячий!

Голову под панцирь прячет.

Крепкий панцирь у нее — И защита и жилье!

 (Поглаживают руки     ладоня­ми от кисти к плечу. При повторении стихотворе­ния массируют ноги от щиколоток вверх)

 


 

 

Дата последнего обновления страницы 21.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения