одаренный ребенок

 САЙТ

инструктора по физической культуре

Евстигнеевой Ольги Николаевны

Яндекс.Метрика

 

одаренный ребенок

 

 

Консультация для педагогов ДОУ

«Дополнительная образовательная услуга, как одно из средств развития спортивной одаренности детей старшего дошкольного возраста».

 

В. А. Сухомлинский: «Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Понятие одаренности.

Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. … Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать. Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением.

Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждений образования. Задача которых — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.  Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.

                                                          Портрет одаренного ребенка       

Педагогам предлагается продолжить фразу: «Одаренный ребенок это… »

 - Какого ребёнка можно считать одарённым?

Вообще существует две крайние точки зрения:

1. «Каждый ребенок одарен по- своему»

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

- Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)

В научной и психологической литературе говорится, что способности человека – это индивидуальные устойчивые склонности души к тому или иному виду деятельности. Благодаря искусству педагогов таланты детей могут быть замечены и раскрыты на радость людям.

Виды одаренности:

1. По широте проявлений:

• Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности).

• Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей: поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, и т. д.) .

2. По форме проявлений

• Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны);

• Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми.

3. По виду деятельности

• В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная).

• В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) .

• В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная) .

• В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить).

• В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

4. По особенностям возрастного развития

• Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета;

• Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке

Как выделить из группы детей одаренного ребенка?

Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников.

 Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка

Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка

1 этап - групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик Отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей и анкетирования родителей ребенка. По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап - организуется индивидуальное обследование одаренных детей.

4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми.

Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются все участники образовательного процесса:

• Заведующая МБДОУ.

• Ст. воспитатель

• Воспитатели

• Педагог – психолог.

• Музыкальный руководитель.

• Инструктор по физкультуре.

• Родители

• Педагоги дополнительного образования: «Школы искусств», «Дома Культуры» и «Дома творчества» (СОЦИУМ)

С выявленными одарёнными дошкольниками организуется кружковая и индивидуальная работа, составляется план сопровождения одаренных детей по различным направлениям.

С целью выявления детских способностей в детском саду используются формы работы, которые стимулируют проявление детской одаренности:

• Конкурсы - выставки детского творчества разной тематики;

• Выставки самостоятельных творческих работ детей;

• Музыкальные шоу («Звени песенка»», концерты);

• Спортивные соревнования по разным видам спорта;

• Поэтические и литературные гостиные,

• Викторины,

• Интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда? »)

• Турниры по шашкам и спортивным играм.

     Предлагаю более подробно, познакомится с признаками способностей (одарённости) детей по различным видам деятельности:

• Дети с высокими творческими (художественными) способностям;

• Дети с литературными способностями;

• Дети с артистическими способностям;

Дети, имеющие спортивный талант;

·             Музыкально одаренные дети;

• Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями;

• Дети, с выраженными техническими способностями;

• У ребенка способности к научной работе;

• У ребенка незаурядный интеллект.

Одаренные дети  — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка педагогов и создание условий для развития способностей детей.

Работу в детском саду необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:

• Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;

• Создание системы выявления, поддержки и психолого-методического сопровождения одаренных детей

• Создание педагогически эффективные условий, обеспечивающих высокие достижения детей. Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам

Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников. Необходимо проводить мероприятия по повышению компетентности родителей одарённых детей: консультации, мастер-классы, индивидуальные беседы - рекомендации о посещении определённого кружка в СОЦИУМе;

• Создание банка данных «Одаренных детей»

• Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми (по выявлению и поддержке)

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться.

Общепризнано, что главным фактором развития одаренности в раннем возрасте  является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка интереса.

Одаренные дети очень часто испытывают трудности или проблемы связанные с организацией собственной жизни, и в частности жизни в социуме в коллективе. Из-за своих особенностей в поведении их зачастую причисляют к трудным детям. Педагоги иногда просто боятся таких детей. Обладая большим запасом знаний и стремлением познавать что-то новое, они часто срывают занятия, не давая педагогу проводить работу с детьми. Задавая много вопросов, или постоянно дополняя и поправляя педагога. Также таким детям просто не интересно то, что дается другим, так как для них это слишком просто, и им сложно долго удерживать свое внимание на этом скучном занятии.

Одаренные дети очень часто отличаются замкнутостью, неумением построить свои отношения со сверстниками. В первую очередь это связано с тем, что круг их интересов вытесняют игровую деятельность. Этим детям вообще комфортнее находиться одним, предаваясь своему любимому делу, не требующему присутствие других детей.

 

При организации работы с одарёнными детьми главное помнить 3 правила:

• Помоги, но не навреди.       

• Заинтересуй, но не настаивай.

• Учитывай индивидуальность.

            В нашем ДОУ работа с одаренными детьми в спортивной  деятельности  ведется. через организацию дополнительной образовательной услуги – спортивный  кружок «Олимпийцы». В этот кружок набираю детей после проведения пед.диагностики в начале года. После проведения анализа данной работы выбираю детей, которые показывают высокие результаты по всем видам тестовых заданий (но не все дети могут показать результаты по всем видам тестовых заданий). У ребенка  хорошо развита силовая  выносливость (метание, отжимание), но слабо  развита скоростная выносливость или гибкость.  В таком случае составляю индивидуальный маршрут,  в котором указываю работу на  повышение результативности  той или иной способности (выносливость, гибкость, сила).  Работа проводиться как на самом занятии кружка (учет индивидуальных способностей), а также в течение недели по циклограмме инструктора ФК.

 Хочется отметить, что выявление детей одаренных в спортивном направлении начинается с наблюдения детей 4-5лет. На физкультурных занятиях ( дети 4-5 лет) в индивидуальном порядке, даются задания  повышенной нагрузки.

 Проводиться работа с родителями  одаренных детей через проведение индивидуальных бесед, собраний, посещение  родителями занятий.

Работа с педагогами проводиться через организацию консультаций, рекомендации в инд.порядке.

Результаты проведенной работы с детьми одаренными в спортивном направлении – это  участие детей в городских соревнованиях «Губернаторские состязания»,  Спартакиаде (легкоатлетический кросс «Золотая осень», ОФП, гонки на лыжах, веселые старты).

Проблема:  родители к данному вопросу по спортивной одаренности детей относятся не серьезно. Не придают значение высоким результатам детей, считают , что это не серьезно.

Дата последнего обновления страницы 21.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения