Содержание программы
Наименование раздела |
страница |
Введение |
3 |
Паспорт программы «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к зимним видам спорта» |
6 |
Пояснительная записка |
9 |
Содержание раздела «Обучение детей ходьбе на лыжах»: задачи, планирование занятий |
10-23 |
Содержание раздела «Обучение игре в хоккей»:
задачи, упражнения для освоения техники владения клюшкой и шайбой, планирование занятий. |
24-30 |
Планирование работы с родителями |
31 |
Список литературы |
|
Приложение |
|
Введение.
В настоящее время имеются недостаточные возможности заниматься физической культурой и спортом или просто быть физически активными в повседневной жизни. Эффективность физического воспитания невысока: слабо формируются двигательная культура, интерес и мотивация к занятиям физической культурой.
Причинами резкого снижения здоровья детей дошкольного возраста являются: падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка России, ухудшение состояния здоровья матери, дефицит двигательной активности, недостаточная квалификация воспитателей и некомпетентность родителей в вопросах сохранения здоровья и физического воспитания детей.
Анализ работы ДОУ в вопросах оздоровления показывает, что за последние три года индекс здоровья воспитанников возрос на 1,7%, увеличилось число воспитанников ни разу не болевших в течение года, снизилось число дней (на 1 ребенка) пропущенных по простудным заболеваниям. Но при этом необходимо отметить, что эти достижения не носят стабильный характер неизменного улучшения. Так, в 2011 году индекс здоровья составил 18,9%, что по сравнению 2010 годом на 3,8% ниже (см. таблицу). Так же не стабильны и другие показатели здоровья воспитанников в детском саду, что свидетельствует о необходимости создания программы, непосредственно направленной не только на оздоровление воспитанников, но и на приобщение детей к физической культуре и спорту, как основополагающим аспектом здоровой и полноценной жизни дошкольников.
|
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Индекс здоровья |
22,7% |
18,9% |
24,4% |
Число пропущенных дней по болезни (на 1 ребенка) |
16,6 |
19,9 |
11,4 |
Число пропущенных дней по простудным заболеваниям (на 1 ребенка) |
10,4 |
14,3 |
5 |
Удельный вес простудных заболеваний |
62,4 |
72 |
44,3 |
Число пропущенных дней на 1 ребенка |
84,1 |
85,8 |
86,4 |
ЧБД |
28 |
63 |
19 |
Ни разу не болеющих детей за год |
58 |
50 |
64 |
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5 – 7 лет.
Проблема воздействия игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей, аспекты обучения элементам этих игр, построенного с учетом уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка, а также конкретных природных условий нуждается в дальнейшей разработке
Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта подтверждается и изучением практики работы дошкольных учреждений.
С.Б. Шарманова, А.И. Фёдоров, анализируя возрастные особенности дошкольников, условия реализации физического воспитания в дошкольных учреждениях, пришли к определению: спортизация в дошкольном воспитании – это активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры.
Исходя из этого, возникла идея: создать и внедрить в образовательный процесс ДОУ программу, которая будет направлена на оздоровление и обогащение двигательного опыта детей, через приобщение детей к зимним видам спорта: ходьба на лыжах, элементам игры в хоккей.
Система физического воспитания и спортивной подготовки детей является важным фактором максимальной реализации огромного потенциала ценностей физической культуры для обеспечения здоровья нации, достижения людьми высокого уровня профессионализма, духовного развития личности, освоения здорового стиля жизни.
Подвижные игры с элементами спорта, как вид деятельности связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В них совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени». Кроме того, подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку проявлять самостоятельность, активность и творчество.
Новизна данной программы состоит во внедрении спортивной деятельности, как средство и способ преобразования физического, духовного потенциала человека путем освоения соревновательной и тренировочной деятельности, через игры и упражнения, которые можно проводить в любое время года в зале, используя имитационные движения, но при этом очень точно отрабатывая технику.
Данная программа рассчитана для детей 5-7 лет, которые вскоре переступят порог дошкольного образовательного учреждения. После освоения запланированного материала, дети смогут продолжить заниматься в секции, т.е. дальше развивать свои способности, имея первоначальную базу.
Основные принципы построения программы:
· научности - подкрепление всех проводимых мероприятий научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
· комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
· адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья
· результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей;
· комплексного подхода к подбору содержания и проведения секционной, индивидуальной работы, самостоятельной двигательной деятельности;
· вариативности использования предложенного содержания.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (подготовка и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется детям дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, упражнениях, отдельные элементы не только возможны, но и целесообразны. Содержание, методика проведения, планирование по спортивным играм и упражнениям имеет свою специфику. Организация таких занятий требует: учета возрастных особенностей, физическое развитие и физическую подготовленность, специфику работы детского сада
Наиболее эффективная форма обучения детей спортивным играм и упражнениям – занятия на прогулке, используя игровые упражнения с элементами спорта, подвижные игры. Основная цель занятий: ознакомление детей со спортивными играми, упражнениями, закладывание азов правильной техник
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к зимним видам спорта» - программа развития двигательных навыков в процессе обучения детей ходьбе на лыжах, элементам игры хоккей |
Заказчик |
- педагоги МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»
- родители |
Основной разработчик |
О.Н.Евстигнеева - инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка» |
Нормативно – правовое обеспечение |
- Федеральный закон «Об образовании от 12.05.1995г, гл. 5 ст.51»
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ», ст.14, «Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях»
- санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.1249 – 03 (пункты: 2.12; 2.12.2; 2.12.3; 2.12.5; 2.13.16; 2.13.17).
- инструктивно – методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста»
- письмо МО РФ от 28.04.2003 года № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся образовательных учреждений»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований
- Типовое положение о дошкольных учреждениях
- Концепция одаренности
- Устав ДОУ
- локальные акты, положения МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка» |
Цель программы |
Оптимизация двигательной активности детей и достижения «запаса прочности здоровья».
Снижение заболеваемости через приобщение детей дошкольного возраста к зимним видам спорта (ходьба на лыжах, хоккей) в условиях ДОУ. |
Задачи
|
· создание условий для мотивации детей к двигательной активности и развития потребности в физическом совершенствовании
· обогащение представлений о зимних видах спорта и формирование желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
· воспитание положительных морально-волевых качеств: настойчивость, самостоятельность. |
Мероприятия |
- организация работы с детьми, родителями;
- организация и проведение мониторинга;
- проведение занятий и спортивных мероприятий
- индивидуальное консультирование родителей |
Направленность |
Физкультурно - спортивная |
Срок реализации |
2 года |
Максимальный объем |
- возраст детей 5 – 7 лет
- проведение занятий – 1 раз в неделю по расписанию непосредственно образовательной деятельности
- способ организации - подгрупповой
- продолжительность занятий – 20-25, 30-35мин. |
Ожидаемый результат |
Снижение заболеваемости на 0,5%
Повышение уровня физической подготовленности детей на 35%
Нулевой показатель низкого уровня двигательных умений, навыков и физических качеств. Участие в городских соревнованиях |
Пояснительная записка.
Содержание программы по обучению детей ходьбе на лыжах, хоккею определяется авторами: программой и технологией физического воспитания детей 5-7 лет Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье», и Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».
Обучение детей дошкольного возраста начинается с подготовительного этапа. Подготовительный этап охватывает октябрь, ноябрь, т.е. те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще недостаточен. Особое внимание в подготовительном этапе уделяется ОФП и закаливанию (дети, одетые в облегченную одежду, приближенную к лыжной, выполняют упражнения, игры, развивающие координацию движений). Также проводятся упражнения требующие тренировки вестибулярного аппарата (различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамейке, бег с высоким подниманием ног, упражнение со скакалкой и другие). Особое внимание обращается на укрепление свода стопы, на дыхание
В этот же подготовительный период дети знакомятся с историей лыж, историей игры в хоккей, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения, со снаряжением, правилами, достижениями российских спортсменов.
Программа включает в себя аспект работы с воспитателями и родителями (беседы, рассматривание картин о зиме, зимних видах спорта, разбор положения тела, рук и ног, при ходьбе на лыжах).
Перспективное планирование в программе включает в себя теоретический и практический аспект, а также предполагает проведение занятий в зале (низкая температура воздуха, ветер, липкий снег), которые направлены на развитие ОФП, развитие ловкости, ориентировки в пространстве и т.д.
Схема проведения занятии: 2 занятия – обучение ходьбе на лыжах, 2 занятия - обучение игре в хоккей. Мальчики выполняют упражнения по обучению игре в хоккей, девочки – ходьба на лыжах или выполняют упражнения на метание, прыжки, катание на санках. Воспитатели работают со второй подгруппой.
Цель данной программы –снижение заболеваемости детей старшего дошкольного возраста через приобщение к зимним видам спорта (ходьба на лыжах, игра в хоккей) в условиях ДОУ. Реализация проходит через решение данных задач:
· создание условий для мотивации детей к двигательной активности и развития потребности в физическом совершенствовании
· обогащение представлений о зимних видах спорта и формирование желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
· воспитание положительных морально-волевых качеств: настойчивость, самостоятельность.
Условия для реализации программы включают в себя материально – технические условия и условия дифференцированного похода. Материально-технические это: лыжи на подгруппу детей, атрибуты к подвижным играм, разметка хоккейной площадки 10*15, ворота высота -1м, ширина 1,5, обтянутые веревочной сеткой. Можно использовать деревянные ворота (сечение стоек 6*6см), шайбы весом 100-150г, пластмассовые, плетенные мячи – 15штук, клюшки, соответствующие росту ребенка (поставленная на пол, крюком вниз, она должна доставать до подбородка) – 15 штук, а условия для дифференцированного подхода - индивидуальный подход к обучению.
Перспектива и актуальность дальнейшей работы могут заключаться в преемственности в развитии двигательных навыков и умений у старших дошкольников и младших школьников.
После освоения данного материала, дети смогут продолжить в школе заниматься в секции, т.е. дальше развивать свои способности, имея первоначальную базу.
Сотрудничество может осуществляться с тренерами учреждений дополнительного образования детей «СДЮШ олимпийского резерва по игровым видам спорта».
СТРУКТУРНО - ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

2. Обучение детей ходьбе на лыжах.
Передвижение на лыжах вполне доступно детям, лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средством закаливания. Занятия проводятся при температуре воздуха -8 -15?С, при полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Лучшее время для проведения занятий с детьми – 10-12 часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения. Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-25мин, а в подготовительной – 30-35минут, продолжительность занятий зависит от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.
Задачи.
1. Развивать «чувство лыж», «чувство снега».
2. Развивать равновесие.
3. Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах.
4. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему, ступающим шагом.
5. Закреплять навык подъема «лесенкой».
6. Продолжить обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок.
7. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении.
Планирование также включает в себя работу с детьми 4-5 лет на начальном этапе.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


месяц |
задачи |
разминка |
Игры и игровые упражнения |
|
СРЕДНЯЯ ГРУППА |
Декабрь |
Первая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Заинтересовать ребенка предстоящими лыжными занятиями.
Научить надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах.
Помочь детям освоить новое для них чувство — отягощение ног лыжами.
Дать попытку сделать несколько шагов на лыжах |
Ходьба обычная; широким шагом (перешагивая сугробы); мелким шагом.
Бег «Снежок» (пробежка с кружением); прыжки с продвижением вперед на двух ногах |
Игра без лыж
«Кто скорее к лыжам?»
Игровое упражнение «На одной ножке»
Игры на лыжах: «Пружинка», «Идите ко мне» |
Вторая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Учить находить свои лыжи; брать их и переносить к месту занятия.
Учить ходить ступающим шагом.
Упражнять в ходьбе на лыжах.
Учить уверенно стоять на лыжах.
Развивать чувство равновесия при передвижении («чувство лыж») |
Ходьба обычная; перешагивание лыж, лежащих на полу.
Бег обычный вокруг лыж с остановкой по сигналу. Упражнение на развитие статического равновесия |
Игры без лыж: «Снег, ветер, вьюга», «Кто скорее к лыжам?»
Упражнение на лыжах «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?»
Подвижная игра «Лошадки» |
Третья неделя: катание на санках |
Заинтересовать предстоящим катанием на санках.
Учить проявлять самостоятельность в ходьбе с санками.
Воспитывать дружеские отношения. Упражнять в умении ходьбы с санками без наталкивания друг на друга |
Ходьба в колонне.
Бег врассыпную с заданиями: по сигналу изобразить самолет, лягушку, лошадку, медведя, зайца |
Игровое упражнение «Мы саночки везем» (ходьба шеренгой с санками за веревку с одной стороны площадки на другую). Подвижные игры: «Светофор»,«Кто быстрее?».
Игра малой подвижности «Вокруг снежной бабы» |
Четвертая неделя: катание на санках |
Учить вести санки за веревку обеими руками и правой и левой рукой поочередно. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Упражнять в быстром реагировании на сигнал. Закреплять умение ходьбы с санками без наталкивания друг на друга |
|
Подвижные игры: «Лошадки и конюхи», «Светофор», «Гонки санок»
Ходьба «запряженных лошадок» врассыпную |
Январь |
Первая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
задачи |
разминка |
Игры и игровые упражнения |
Способствовать овладению динамическим равновесием при ходьбе на лыжах и освоению «чувства лыж».
Упражнять в передвижении на лыжах ступающим шагом.
Закреплять умение раскладывать лыжи на снегу и снимать их |
Игры без лыж: «Веревочка» (ходьба по узкой дорожке), «Снежок» (бег с остановкой по сигналу и кружением на месте), «Большие и маленькие шаги» (ходьба широким и мелким шагом) |
Упражнения на лыжах: хлопок над головой, «пружинка» (поднимание ног).
Подвижные игры: «Идите ко мне», «Под воротца» Подвижные игры: «Гонки санок тройками», «Гонки по номерам»,
«Светофор» |
Вторая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Учить делать повороты переступанием. Упражнять в сохранении равновесия на лыжах и ориентировке в пространстве. Закреплять полученные навыки ходьбы ступающим шагом |
Игры без лыж: ходьба «Лошадки, лисички», «Снежок» (бег с остановкой по сигналу и кружением на месте); «Кенгурята» (прыжки с продвижением вперед на двух ногах, с остановкой по сигналу присесть) |
Игровые упражнения на лыжах: «Будь внимательным», «Пружинка», «Ножка к ножке» (ходьба приставным шагом влево и вправо). Подвижные игры: «Попробуй догони», «Под воротца» |
Третья неделя: катание на санках |
Учить ходьбе с гружеными санками. Упражнять в навыке ходьбы с санками с ведением их за веревку позади себя. Воспитывать дружеские отношения в игре |
Ходьба в колонне по участку, огибая препятствия, ходьба и бег по рыхлому снегу след в след, ходьба и бег по утрамбованному снегу |
Игровое упражнение «Перевозчики» (везти санки, перевозя на них легкий предмет (снег) или игрушку).
Подвижные игры: «Гонки по номерам», «Чья команда впереди».
Игра малой подвижности «Светофор» |
Четвертая неделя: катание на санках |
Учить спуску с горы на санках (ноги на полозьях).
Упражнять везти санки с грузом. Закреплять навыки в ходьбе с санками за спиной.
Совершенствовать навыки в ходьбе и беге по рыхлому и утрамбованному снегу огибая препятствия |
Ходьба в колонне по одному широким и мелким шагом по рыхлому и утрамбованному снегу.
Бег обычный, «змейкой» между предметами, с остановкой по сигналу присесть |
Игровые упражнения: «Перевези игрушку», «Высокая гора» (подниматься в гору, везя за собой санки в двух руках за спиной), «Покатились» (спускаться с горы, ноги на полозьях). |
месяц |
задачи |
разминка |
Игры и игровые упражнения |
февральь |
Первая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Учить скользящему шагу по прямой. Упражнять в навыке поворота на лыжах. Закреплять чувство отягощения ног лыжами.
Совершенствовать умение надевать / снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах |
Ходьба «Лошадки, лисички». Игра без лыж «Снег кружится». Подвижная игра «Беги — сядь — беги» |
Хлопки руками и притопывание ногами.
Упражнение «Прыгаем вместе» (стоя на месте, подпрыгнуть на лыжах, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую). Подвижные игры: «Кто дальше?», «Под воротца» |
Вторая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Учить спуску с пологого склона. Упражнять в навыке передвижения ступающим и скользящим шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги при скольжении. Закреплять навыки поворота на лыжах и ориентировки в пространстве |
Игры без лыж: «Бабочки, лягушки, цапли», «Кругом». Подвижная игра «Кто впереди?» |
Упражнения на лыжах: «Где же наши ручки, где же ваши ножки?», «Прыгаем вместе», «А ну-ка, повернись» (поворачиваться на месте вокруг пяток лыж на горизонтальной площадке),
«Прокатись, не упади!» (спускаться с пологого склона в правильной позе, пригнувшись) |
Третья неделя: катание на санках |
Учить спуску с горы, управляя санками. Упражнять в спуске с горы (ноги на полозьях).
Закреплять умение везти санки с грузом. Совершенствовать навык ходьбы с санками за спиной.1
Совершенствовать психофизическое развитие ребенка (чувство равновесия, координацию движений, силу) |
Ходьба друг за другом, везти санки за спиной.
Игровое упражнение «Перевозчики» (везти санки, перевозя на них легкий предмет (снег) или игрушку).
Подвижная игра «Чья команда впереди» |
Игровые упражнения: «Санки вперед» (толкать санки вперед, следуя за ними), «В воротца», «Быстрые санки»
Подвижная игра «Кто быстрее?» .
Игра малой подвижности «Вокруг снежной бабы» |
Четвертая неделя: катание на санках |
Учить спуску с горы с торможением ногами.
Способствовать более активному овладению ходьбы в управлении с санками. Совершенствовать умение толкать санки впереди себя и следовать за ними. Приучать проявлять волю, преодолевать трудности и препятствия, помогать друг другу |
Ходьба друг за другом, везти санки за спиной.
Подвижная игра «Чья команда впереди» |
Игровые упражнения: «Покатай меня!» (катать друг друга), «Санки вперед» (толкать санки вперед, следуя за ними). Подвижные игры: «Чья команда впереди?», «Гонки санок»
Игра малой подвижности «Вокруг Снежной бабы» |
СТАРШАЯ ГРУППА |
месяц |
задачи |
разминка |
Игры и игровые упражнения |
Декабрь |
Первая, вторая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Восстановить полученные навыки передвижения на лыжах (скользящим, переступающим шагом), согласовывать движения рук и ног во время скольжения, учить обходить предметы.
Учить делать повороты на месте переступанием.
Развивать «чувство лыж» и «чувство снега».
Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах |
Упражнения на лыжах: - пройти по лыжне, держа руки за спиной, перешагнуть через параллельно лежащие на снегу палки
- ходьба на лыжах на месте, при ходьбе на лыжах ритмично опускать и поднимать гимнастическую палку, поочередно выдвигать ноги с лыжей вперед-назад,
-поочередно поднимать правую и левую ногу с лыжей, пружинить ногами, ритмично поднимая носок, не отрывая пятки |
Игры без лыж: «Веревочка», «След в след», «Под воротца»
Подвижная игра «Кто быстрее добежит до флажка?» |
Катание на санках(для воспитателей, работающих со 2 подгруппой) |
Упражнять в навыке владения санками, катясь по ровной поверхности и катая друг друга.
Развивать пространственную ориентировку.
Воспитывать дружелюбие и взаимопомощь |
Ходьба обычная, широким шагом, с поворотом кругом.
Бег обычный, широким шагом, с остановкой по сигналу подпрыгнуть |
Игровые упражнения: «Кто скорее до флажка?», «Перевозчики» (везти санки, на которых сидит ребенок до ориентира, объехать и возвратиться назад).
Подвижные игры: «Собери флажки», «Бездомный заяц»
Игра умеренной физической нагрузки «Вокруг снежной бабы»
Ходьба с остановкой и хлопком |
месяц |
задачи |
Игры и игровые упражнения |
январь |
Первая неделя, вторая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Учить подъему на склон лесенкой. Продолжать обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую и удлинением шага.
Восстановить навык спуска со склона.
Закреплять навыки ходьбы ступающим шагом.
Развивать умение передвигаться в определенном направлении, не мешая друг другу.
Воспитывать смелость |
Боковые шаги на лыжах вправо, влево. Ходьба по лыжне, держать руки за спиной.
Имитирование подъема лесенкой |
Игры на лыжах: «Кто быстрее повернется?», «Кто быстрее добежит до флажка?»,
«У кого будет меньше шагов?». Подвижные игры: «Под воротца», «Лыжные дуэты» |
Катание на санках (для воспитателей, работающих со 2 подгруппой) |
Способствовать овладению новыми двигательными действиями при катании друг друга тройками. Закреплять навык катания друг друга.
Способствовать совершенствованию навыка катания на санках с отталкиванием ногами. |
Ходьба обычная, с прихлопываниями, притопыванием, с остановкой по сигналу (прыжок вверх из глубокого приседа).
Бег обычный, прямым галопом, прыжками вперед с ноги на ногу. |
Игровые упражнения: «Тройка» (вдвоем перевозить одного на санках), «Черепахи», Подвижные игры: «Эстафета пассажиров», «Гонки санок тройками». |
Февраль |
Первая, вторая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Упражнять в ходьбе на лыжах боковым шагом.
Развивать навыки ходьбы на лыжах скользящим и ступающим шагом ритмично.
Закреплять навык переворота переступанием на месте и в движении, различные способы передвижения вперед, поворотов, преодоление подъемов.
Закреплять навык подъема на склон «лесенкой».
Совершенствовать навык передвижения на лыжах скользящим шагом, спуска и подъема на склон |
Упражнения на лыжах: ходьба боковым шагом с перешагиванием на снегу гимнастических палок, стараться ставить лыжи параллельно друг другу, ходьба между кубами, под бубен по учебной лыжне (30 м) |
Упражнения без лыж «Сделай пять шагов с закрытыми глазами, поворот и назад».
Игровые упражнения: «Кто быстрее повернется?», «Вокруг флажка», «Кто пройдет и ни разу не упадет?»
Подвижная игра «Лыжные дуэты», «Слалом» |
задачи |
Игры и игровые упражнения (для воспитателей, работающих со 2 подгруппой) |
|
Учить технике передачи мяча друг другу клюшкой.
Учить технике выполнения удара в ворота.
Закреплять умение удара клюшкой по неподвижно лежащему мячу |
Ходьба обычная с высоким подниманием коленей, клюшкой над головой, носках, на пятках, с остановкой по сигналу (поза хоккеиста).
Бег обычный, захлест голени, клюшкой над головой, с остановкой по сигналу (поза хоккеиста) |
Удар по мячу клюшкой о стену. Удар по воротам.
Передача мяча друг другу в паре.
Подвижная игра «Передай другому».
Ходьба по кругу с перешагиванием клюшек, лежащих на полу |
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) |
месяц |
задачи |
Игры и игровые упражнения |
Декабрь |
Первая, вторая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Способствовать восстановлению навыка ходьбы на лыжах ступающим, скользящим шагом, навыка спуска и подъема «лесенкой» и овладению чувством ритмичной ходьбы. Развивать мышечную силу стопы и динамическое равновесие. Закреплять навыки скольжения на лыжах, поворота.
Совершенствовать функции равновесия и координации движений при ходьбе на лыжах |
Упражнения на лыжах: ходьба по лыжне под ритмичные удары бубна с приседанием и выпрямлением, боковые шаги вправо, влево, стоя на лыжах, поочередно поднимать правую и левую лыжу, чтобы пятка была на одном уровне с носком, подпрыгивание на лыжах, полные приседания, «Вокруг
|
Подвижные игры: «На одной лыжне»,
«Не урони», «Подними!», «Кто быстрее повернется?».
Игра малой подвижности «Будь внимательным!»
|
катание на санках (воспитатель работает со 2 подгруппой) |
Учить управлять санками во время спуска с небольшого склона. Способствовать совершенствованию движений, ловкости.
Побуждать к проявлению активности при организации двигательной деятельности |
Ходьба обычная, с остановкой по сигналу. Упражнения на развитие статического равновесия: «Повернись», «Аист».
Бег в быстром темпе, с остановкой по сигналу (подпрыгивание вверх) |
Игровые упражнения: «Кто скорее до флажка?», «Веселые перевозчики» (то же, только на санках сидит ребенок), «Быстрые санки»
Упражнения на разгрузку позвоночника: «Дед», «Верблюд» |
(для воспитателей, работающих со 2 подгруппой) |
Учить технике выполнения удара по мячу клюшкой прицельно по предмету.
Упражнять в передаче мяча друг другу в паре. |
Ходьба обычная, с высоким подниманием коленей (доставая клюшку, находящуюся перед грудью в двух руках), «змейкой» между клюшками, лежащими на полу, спиной вперед. |
Передача мяча в паре.
Удар по мячу клюшкой о стену (бортик) с отскоком мяча.
Удар по мячу клюшкой, стараться сбить кеглю, кубик. |
Январь |
Первая, вторая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Продолжать развивать «чувство лыж», «чувство снега», чувство равновесия, умение передвигаться в определенном направлении, не мешая друг другу.
Упражнять в перекрестной координации рук и ног.
Совершенствовать навык скользящего шага: длинный, накатистый, ритмичный.
Закреплять гигиенические требования: при ходьбе на лыжах дышать через нос, обтирать лыжи тряпочкой после занятия |
Упражнения на лыжах: прыжки, боковые шаги, ходьба по лыжне, держать руки за спиной, ходьба между флажками, стараться не сбить их |
Подвижные игры: «Сороконожки», (Ходьба парами, тройками»), «Пройди, не задень!» Соревнование «Кто быстрее добежит до флажка?». Игра малой подвижности «Будь внимательным!» |
Третья неделя, катание на санках (для воспитателей, работающих со 2 подгруппой) |
Учить управлять санками во время спуска с небольшого склона. Способствовать совершенствованию движений, ловкости.
Побуждать к проявлению активности при организации двигательной деятельности |
Ходьба обычная, с остановкой по сигналу. Упражнения на развитие статического равновесия: «Повернись», «Аист» и смену направления.
Бег в быстром темпе, с остановкой по сигналу (подпрыгивание вверх) |
Игровые упражнения: «Кто скорее до флажка?» «Веселые перевозчики» (то же, только на санках сидит ребенок), «Быстрые санки»
Упражнения на разгрузку позвоночника: «Дед»), «Верблюд» |
месяц |
задачи |
Игры и игровые упражнения |
Февраль |
Первая неделя: обучение ходьбе на лыжах |
Продолжать совершенствовать технику передвижения ступающим шагом.
Упражнять в устойчивом равновесии, координации, умении стабилизировать темп движения, преодолевая препятствия на пути.
Закреплять умения овладевать правильным двигательным навыком: ступающим шагом, скользящим шагом в быстром темпе.
Развивать пространственные ориентировки, ловкость |
Упражнения на лыжах: боковые шаги, подпрыгивание на лыжах, проехать над палкой, которую держит инструктор над головой, ехать и сделать какую-нибудь фигуру, перешагивание через палки, лежащие на снегу |
Подвижные игры: «Попробуй догони» «Попади в цель» «Поменяй флажки» «Пройди, не задень!»
Игра малой подвижности «Не урони» |
Третья неделя: катание на санках (для воспитателей, работающих со 2 подгруппой) |
Учить управлять санками во время спуска с небольшого склона, сидя на коленях.
Упражнять в навыке спуска с горы с выполнением задания. Способствовать совершенствованию движений, ловкости, силы во время катания друг друга.
Воспитывать желание помогать друг другу |
Ходьба обычная, парами везти санки вдвоем.
Бег с одной стороны площадки на другую (один ребенок везет другого за веревку санок; другой — опираясь сзади за сиденье) |
Игровые упражнения: «Эстафета пассажиров», «Черепахи», «Спуск в ворота», «Собери флажки», «Попади в цель» |
(для воспитателей, работающих со 2 подгруппой) |
Учить передаче мяча парами, тройками с забиванием в ворота. Упражнять в ведении мяча клюшкой по кругу.
Закреплять навыки выбивания мячом предметов на расстоянии. Совершенствовать технику ведения мяча между предметами и навыки подбрасывания и ловли малого мяча |
Ходьба обычная, с остановкой по сигналу (мяч подбросить, поймать).
Бег обычный, с остановкой по сигналу (мяч перебрасывать из правой руки в левую с отбивкой от пола), бег с мячом в руках с перепрыгиванием через клюшки на полу.
Упражнения на отработку техники владения клюшкой и мячом: передача мяча парами, тройками с забиванием в ворота* ходьба с ведением мяча клюшкой по кругу, ведение мяча «змейкой» между предметами, выбивание мячом предметырасстояния. |
Игра «Сноубол».
Ходьба по кругу с остановкой по сигналу (поза сноуболиста) |
|
|
|
|
|
|
3. Содержание программы обучения игре в хоккей
Программа предполагает использование игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье (см. Приложение № 1,3,4). Обучение игре в хоккей на начальном этапе проводится без коньков, на снегу. Дети овладевают техникой владения клюшкой и шайбой, ведения, выполнения бросков по воротам. Работа по обучению детей старшего возраста хоккею посредством подвижных игр с элементами спорта начинается с оценки реального уровня готовности детей к овладению двигательного навыка, т.е. выявление уровня развития двигательных навыков на начальном и конечном этапе.
Сроки проведения: ноябрь, апрель
содержание |
Методика проведения |
Старший возраст (5-6 лет) |
Старший возраст (6-7 лет) |
Уровень физической подготовки |
Тест «Серпантин» (ловкость)
Бег между игроками
Бег 10м (количественные показатели)
Метание в горизонтальную цель расстояние 3 метра (глазомер, силу броска) |
Технико-тактическая подготовка |
Дети свободно играют с мячом. После сигнала ребенок должен как можно быстрее взять клюшку и принять стойку хоккеиста. |
Игра «Стоп»
Цель: выявить умения детей находить свободное место на площадке, слушать сигнал, играть, не мешая товарищу. |
Игра «Ледяная карусель»
Цель: ведение шайбы по квадрату, кругу, вправо, влево не отрывая ее от клюшки
|
Ведение шайбы, не отрывая от нее клюшку (техника, глазомер, скорость передвижения)
Удары по воротам с центра. Расстояние – 3м |
«Сбей кеглю»
Расстояние 2 - 2,5м
Сбил 5 штук -высокий
Сбил 3 штуки – средний
Ни одной - низкий |
«Забей в ворота»
Расстояние-3м
6-8 раз попал– высокий
3-5 раз – средний
Ни разу – низкий |
Ведение шайбы между конусами расстояние между ними 2 м, дистанция – 10м (ориентировка в пространстве)
Передача шайбы |
Цель: выявить умения детей вести шайбу, меняя направление передвижения, проверка ориентировки в пространстве;
умение передавать шайбу товарищу с места справа и слева |
Нравственно - волевая |
Проведение игр на умения детей действовать вдвоем, втроем, командой |
На конец года:
ребенок 5-6 лет должен:
по сигналу выполнять движения: ведение шайбы по квадрату, кругу, вправо, влево;
вести шайбу между предметами – 2 м., не задевая предметы;
выполнять бросок по воротам
ребенок 6-7 лет должен
- свободно вести шайбу, не отрывая ее от клюшки,
- уметь передавать шайбу товарищу с места справа и слева;
- выполнять бросок по воротам с разной силой удара
Основные задачи обучения
Старшая группа (5-6 лет) |
Подготовительная группа (6-7 лет) |
- Познакомить с увлекательной игрой в хоккей, необходимым инвентарем, достижениями русских хоккеистов, вызвать интерес и желание научиться играть в хоккей
- Учить подбирать клюшку, держать ее правильно; вести шайбу разными способами: стоя на месте, по кругу, вправо и влево, не отрывая ее от клюшки, вокруг предметов и между ними
- Обучать правилам безопасной игры.
-Воспитывать выдержку, взаимопонимание |
- Разучить правила игры, познакомить с площадкой
- Разучить правила игры в хоккей.
- Учить: вести шайбу клюшкой толчками, бросать шайбу после ведения, развивать скоростно- силовые качества, глазомер
- Побуждать детей к самостоятельной организации игры |
Условия для дифференцированного подхода к обучению
Организация и проведение занятий предполагает индивидуально – дифференцированный подход к обучению старших дошкольников игре в хоккей. Реализация данного подхода зависит от уровня физической подготовленности (высокий, средний и низкий) и физического развития (группа здоровья, антропометрия, темп, гармоничность) детей путем использования на разных этапах обучения:
· Игра на полной площадке 10*15м или ее половине 5*7м
· Увеличением или уменьшением расстояния при работе в парах (2,3,4м)
· Дозировкой физической нагрузки при подборе игр и игровых упражнений
· Использование шайб различного размера и веса (80,100,150г), легкой пластмассовой шайбы, плетенного мяча.
Содержание обучения
В содержание структурно-функциональной модели процесса обучения входит:
Общая физическая подготовка – ОФП, включает в себя разностороннее воспитание физических качеств, повышение общего уровня функциональных возможностей организма и развитии физической работоспособности. Также содержит упражнения для укрепления мышц спины, свода стопы
Технико-тактическая подготовка
техника представляет собой более или менее совершенные способы выполнения соревновательных действий,
Нравственно – волевая подготовка
1. Хоккей – игра командная. Успех зависит от действий каждого
2. Чем можно помочь друг другу; как быстрее добиться положительных результатов, какие упражнения можно выполнять самостоятельно и как.
Организация и проведение занятий осуществляется:
Мотивационные условия
- разнообразие игровых ситуаций
- варианты выполнения усложненных упражнений с шайбой, мячом
- ведение с обусловленной реакцией на звуковые или зрительные сигналы
- ведение шайбы с дополнительными заданиями
- комбинированные игр – эстафеты и игровые задания
Научно – методические условия
Дидактический материал: карточки – задания, схемы
Реализации программы по развитию двигательных умений и навыков в процессе обучения игры в хоккей
Дети 5 – 6 лет |
Дети 6 – 7 лет |
Проводятся упражнения и игры, которые готовят детей к усвоению технике передачи, а также бросков в ворота. На первом этапе, начальном, больше внимания уделяется разнообразию упражнений. Особое значение имеют такие игры, которые помогут детям по отдельности или в парах действовать с клюшкой и шайбой Лишь после того, как дети начнут свободно обращаться и действовать с ним, вводятся подготовительные упражнения и игры по обучению ловле – передаче шайбы, мяча
Действия по перебрасыванию мяча привычны для детей, являются подготовительными к обучению броскам мяча в корзину. После этого предлагаются упражнения, связанные с обучением ведения в сочетании с упражнениями и играми с бросками по воротам. |
Идет обучение определенной технике передачи, ловли, ведения и бросков шайбы. Постепенное усложнение достигается систематичным включением их в занятия:
- в упражнениях –в движении, с дополнительными заданиями, в сочетании разных действий;
При закреплении навыков действий меняются условия их выполнения.
Смена упражнений и игр обеспечивает разнообразие, эмоциональность их проведения, а повторность позволяет увеличивать двигательную активность в течение занятия |
Обучение различным способам ведения шайбы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
— ведение шайбы с перекладыванием клюшки;
— ведение шайбы без отрыва клюшки от шайбы;
— ведение шайбы толчками клюшки;
— ведение шайбы клюшкой.
Упражнения для освоения техники владения клюшкой и шайбой
1. Держать клюшку и принимать стойку хоккеиста.
2. Вести шайбу стоя на месте (имитация ведения).
3. Посылать шайбу в разные стороны вблизи от ног: вправо, влево, вперед, назад.
4. Посылать шайбу в разные стороны то увеличивая, то уменьшая амплитуду движения.
5. Вести шайбу не отрывая ее от клюшки по кругу.
6. Вести шайбу не глядя не нее.
7. Вести шайбу с постепенным увеличением скорости передвижения.
8. Вести шайбу по кругу вправо, влево.
9. Вести шайбу между стойками или кеглями (рис. 26).
10. Броски шайбы с места в цель (расстояние 2—3 м). Постепенно увеличиваются расстояние до цели, сила броска и уменьшается мишень.
11. Броски шайбы после ведения. Постепенно увеличиваются скорость движения, расстояние до цели, сила броска и уменьшается цель.
12. Броски шайбы в сочетании с другими действиями.
13. Удар по неподвижной шайбе с удобной для ребенка стороны.
14. Удар по медленно скользящей шайбе справа, слева.
15. Удар по шайбе после ведения. Скорость ведения постепенно увеличивается.
Перспективное планирование
|
Содержание занятия |
Беседы, дидактические игры |
месяц |
Старший возраст (5-6 лет) |
Старший возраст (6-7 лет) |
|
|
Задачи:
- выявить уровень физической подготовленности и знаний у детей старшего возраста;
- развивать ловкость, выносливость
- воспитывать чувство товарищества, при выполнении заданий в паре.
1,2 неделя – диагностика
ОФП
3 неделя - «Догони пару», «Берег - море», «Сбей колпак»
4 неделя – «Попрыгунчики», «Землемеры», «Гонки колесниц», «Штангисты»
Технико-тактическая: «Стоп», «Гонки с шайбой». |
|
ноябрь |
Задачи
- развивать реакцию на сигнал
- учить держать клюшку за конец рукоятки
Вести шайбу стоя на месте (имитация ведения).
Игры: «Игра с мячом», «Веди, не спеши» |
Задачи:
- Приучать детей держать клюшку, прижимая к снегу (полу)
- ведение шайбы по- прямой
Игры: «Веди, не спеши»
«Квадрат» |
Беседа «Хоккей – любимая игра» (история хоккея)
Рассматривание фотографий, словарная работа: защитник, вратарь, нападающий.
Техника владения клюшкой |
декабрь |
- Продолжать учить детей правильно держать клюшку, принимать стойку хоккеиста
- выполнять ведение шайбы толчками до края площадки
Игра «Гонки с шайбой» |
Продолжать упражнять вести шайбу не отрывая от пола, (земли)
- Ведение шайбы по – прямой, в колонне друг за другом
- передача шайбы друг другу
Игры «Передай шайбу». «Квадрат» |
Беседа 2. Игровая площадка, инвентарь
Обсуждение хоккейного матча (скорость, ведение шайбы, передача, шайбы товарищу по команде, сила удара клюшкой ) |
|
Упражнения для освоения техники владения клюшкой и шайбой подготавливающие к броску |
|
январь |
- Ведение шайбы по - прямой
- выполнять ведение шайбы толчками
Броски шайбы после ведения.
Игры. «Поспеши, но не сбей», «Игра с мячом». |
- ведение шайбы по кругу, толчками
- Ведение с изменением направления (по сигналу).
- выполнять бросок с центра
Игры: «Ледяная карусель», «Передай шайбу» |
Беседа: «Простейшие правила игры в хоккей»
Просмотр видео, фото знаменитых наших хоккеистов. |
февраль |
- Вести шайбу не глядя не нее.
Удар по неподвижной шайбе с удобной для ребенка стороны.
Игры: «Сбей кеглю», «Загони в ворота» |
Вести шайбу не глядя не нее.
Броски шайбы с места в цель (расстояние 2—3 м). Постепенно увеличиваются расстояние до цели, сила броска и уменьшается мишень.
Игры: «Сбей кеглю», «Забей в ворота» |
Беседа «Мы — команда»
|
март |
Броски шайбы после ведения.
«Передай шайбу», «Квадрат» |
Броски шайбы после ведения. Постепенно увеличиваются скорость движения, расстояние до цели, сила броска и уменьшается цель.
«Передай шайбу», «Квадрат» |
|
4 Примерное планирование работы с родителями
месяц |
Старший возраст (5-6 лет) |
Старший возраст (6-7 лет) |
1 квартал
(октябрь, ноябрь) |
- родительское собрание «Особенности физического развития детей»
- Круглый стол «О спортивной секции»
Спортивный праздник «Путешествие в страну спорта» |
- родительское собрание
«Физическая готовность детей к школе»
- Круглый стол
«О спортивной секции»
Спортивный праздник «Путешествие в страну спорта» |
2 квартал
(декабрь, январь, февраль) |
Физкультурный праздник посвященный Дню защитника Отечества
|
Информация в уголок
«Что читать о спортсменах»
Физкультурный праздник посвященный Дню защитника Отечества |
3 квартал
(март,апрель) |
Фото-коллаж «Наши успехи в спорте» (фото с секции, с городских соревнований, малой зимней Олимпиады в ДОУ) |
Список литературы
Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Кн. для воспитателя дет. Сада – М.: Просвещение, 1992г
Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!» программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.:АРКТИ, 2004
Сулим Е.В. «Зимние занятия по физкультуре с детьми 5-7 лет» Планирование. Конспекты.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Фролов В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение,1986.
Приложение
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения на разгрузку позвоночника
Упражнение 1
Сидя на стуле, опора на прямые руки и пальцы.
1 — попеременно опускать и поднимать ягодицы;
2 — попеременно придвигать и отодвигать ноги по полу к стулу и от него, не поднимая стопы от пола.
Упражнение 2
И.п.: стоя у стула, ноги расставлены.
1 — наклониться вперед, руками касаться спинки стула, прогибаться в пояснице на выдохе;
2 — и.п.
Упражнение 3
И.п.: вис на турнике.
1 — выполняя вис, поочередно двигать стопы назад-вперед (колени на весу);
2 — и.п.
Упражнение 4
И.п.: то же.
1 — ноги поджать, поворачивая колени в стороны, прижимая стопы к стене.
Упражнение 5
И.п.: стоя возле стены. Стопы располагать от стены на расстоянии длины стопы и расставленными на ширину плеч, 1,2, 3 пружинки , не отрывая спины от стены;
4 — и.п.
«Верблюд». И.п.: ноги на ширине плеч, опора на пальцы ног и рук (младшая группа — на ладони), поднять ягодицы (горбы у верблюда).
1 — передвигаться друг за другом (караван), дыхание не задерживать;
2 — через несколько шагов опуститься на колени, согнуть руки в локтях, голову и грудь наклонить к полу и вытянуть губы на вдохе.
«Дед» (поясничный отдел). И.п.: ноги на ширине плеч, чуть согнуты, упор прямыми руками на бедра ног, чуть выше колен.
1 — раздуть живот, прогибая поясницу, смотреть вперед, передвигаться не сгибая рук, с опорой то на одну, то на другую ногу;
2 — и.п.
«Водоросль» (грудной отдел).
И.п.: лежа на спине, подошвы соединены, ягодицы максимально приближены к полу, колени раздвинуты в стороны, руки согнуты в локтях, ладони направлены вверх, пальцы чуть согнуты и расслаблены.
1 — колени чуть поднять и опустить, не размыкая подошв, одновременно поднимать и опускать кисти и предплечья;
2 — и.п.
Упражнения на развитие мышц спины
«Крокодил».
И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища, ладони прижаты к боковой поверхности бедра.
1 — верхнюю часть туловища поднять, руки согнуть в локтях, локти направлены вперед; 2 — и.п.
«Плуг», «Лук».
И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища.
1 — верхнюю часть туловища поднять, одновременно оторвать от пола бедра, захватить руками щиколотки, прогнуться назад;
3 — и.п.
«Кобра».
И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях в упоре на кисти между грудью, локти прижаты к туловищу.
1 — оторвать верхнюю часть туловища от пола и высоко поднять;
2 — и.п.
Упражнения на развитие мышц и связок стопы.
«Кенгуру». И.п.: ноги на ширине плеч, грудь вперед, руки с раздвинутыми пальцами согнуты в локтях и запястьях перед грудью, чуть присесть. 1 — маленькими прыжками передвигаться вперед, приземляясь на носки; 2 — и.п.
«Веселые ножки»
1-й вариант
И.п.: сидя на стульчиках, руки на поясе. 1 — поставить ногу на пятку, сильно согнуть ее в подъеме (носок — вверх), выпрямить; 2 — поднять ногу и коснуться пола концами пальцев.
2-й йвариант
И.п.: стоя на коленях. 1 — сед на пятки; 2 — и.п.
3-й вариант
И.п.: стоя поперек гимнастической скамейки. 1 — шагнуть левой ногой в сторону, встать на пол; 2 — то же, с правой ноги, встать правой ногой на скамейку; 3 — встать левой ногой на скамейку; 4 — то же, в другую сторону.
Упражнения на развитие статического равновесия
«Кто дольше?».
Сохранять равновесие при стойке, когда носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги.
«Петушиный бой».
И.п.: стоя лицом друг к другу, ноги на одной линии, одна нога впереди на один шаг. Играющие, ударяя друг друга ладонями, борются за сохранение равновесия.
«Удержись».
Подняться на носки с закрытыми глазами и выполнить разные движения руками.
«С кочки на кочку».
Перепрыгивать с одного массажного коврика на другой.
«Повернись».
И.п.: ноги вместе. 1 — прыжки с поворотом направо, налево (на пол-оборота вокруг себя);
2 — удержаться после приземления в и.п.
«Ласточка».
И.п.: широкая стойка, руки опущены вдоль туловища.
1 — руки вытянуть в стороны (вдох);
2 — наклониться вперед, подняв назад правую (левую) ногу; руки, туловище и правая нога на одной прямой (выдох);
3-4 — и.п.
«Аист».
И.п.: сомкнутая стойка, руки опущены вдоль туловища.
1 — согнуть правую (левую) ногу и, помогая себе одной или обеими руками, поставить правую (левую) стопу пальцами вниз на внутреннюю поверхность левого (правого) бедра как можно выше;
2 — развести руки в стороны на уровне плеч, потянуться ими в стороны, удерживать равновесие.
«Елка».
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 — развести носки врозь;
2 — вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз, ладони направить в пол (вдох);
3—4 — полуприсед, пятки от пола не отрывать (выдох).
«Маленькая елочка».
И.п.: то же.
— развести носки врозь;
2 — вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз, ладони направить в пол (вдох);
3—4 — присесть на корточки, пятки оторвать от пола (выдох), сохранять равновесие.
Приложение 2
Подвижные игры
«Идите ко мне».
Инструктор отходит на расстояние 20— 25 м и предлагает детям дойти до него.
«Кто быстрее проскользит?».
Инструктор отмечает предметами (флажки, кубы) дистанцию. Ребенок должен доскользить с наименьшим количеством шагов. Победителем становится тот, кто просколъзит дистанцию с наименьшим количеством лыжных шагов.
«Кто скорее к лыжам?».
Лыжи лежат на расстоянии от детей. По сигналу педагога дети должны подбежать каждый к своим лыжам. Усложненный вариант: добежать и попытаться надеть лыжи.
«На одной ножке».
Инструктор предлагает детям поднять правую ногу с лыжей, оторвав лыжу от снега, затем левую лыжу.
«Пружинка».
Инструктор предлагает сделать детям полуприседы, стоя на лыжах на двух ногах.
«Где же ваши ручки, где же ваши ножки?».
На слова инструктора «Где же ваши ручки?» дети поднимают руки вверх; на слова «Где же ваша правая (левая) нога?» дети поднимают правую (левую) ногу.
«Лошадки».
Инструктор предлагает пройти детям ступающим шагом на слова «Но!» и остановиться на слова «Тпру- тпру!».
«Прыгаем вместе».
Инструктор предлагает детям, стоя на месте, подпрыгнуть на лыжах, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую.
«Не урони».
Инструктор предлагает детям пройти вокруг кеглей ступающим или скользящим шагом, не уронив их.
«Подними!».
Инструктор предлагает детям пройти ступающим или скользящим шагом, поднимая предметы на пути.
«Будь внимательным!».
Дети по команде или определенному сигналу педагога выполняют различные шаги, или различное количество шагов, или повороты на лыжах.
«Сороконожки».
Дети делятся на две команды. По сигналу каждый игрок бежит до ориентира ступающим шагом, обходит его и возвращается в свою команду. Выигрывает команда, которая быстрее всех справилась с заданием и не переходила во время движения на скользящий шаг.
«Ходьба парами, тройками».
делятся на две команды и встают парами или тройками. По сигналу начинают движение к ориентирам, держась в паре или тройке. Выигрывает команда, которая первой справилась с заданием и не разорвала пару или тройку во время движения.
«Попади в цель».
Дети делятся на две команды. По сигналу начинают движение до ориентира. Во время движения необходимо попасть снежком (мячом) в вертикальную или горизонтальную цель. Выигрывает команда, которая поразила наибольшее количество мишеней.
«Поменяй флажки».
Дети бегут по лыжне и в процессе движения должны поменять флажки одного цвета на флажки другого, расставленные вдоль лыжни. Выигрывает тот, кто первый и правильно справился с заданием.
«Кто дальше?».
Дети стоят в шеренге в нескольких шагах от исходной линии. По сигналу разбегаются и, отталкиваясь от линии, скользят на двух лыжах до остановки. Выигрывает тот, кто проскользил дальше.
«Под воротца».
Поперек лыжни ставится несколько воротец, каждое из которых ниже предыдущего, или натягивается веревка. Подойдя по лыжне к воротцам, дети стараются подлезть под них, не задев.
«На одной лыжне».
Дети делятся на две команды. На расстоянии 5—10 м кладутся лыжи. На линии старта каждый ребенок стоит в одной лыжне. По сигналу дети по очереди скользят в одной лыжне, отталкиваясь от снега свободной ногой до линии, на которой лежат другие лыжи. Подбегая к лыжам, ребенок надевает лыжу на свободную ногу и скользит обратно к своей команде. Выигрывает та команда, игроки которой не потеряли лыжи по дороге и выполнили задание первыми.
«Лыжные дуэты».
Дети соревнуются парами. Встают на лыжи, берутся за руки и начинают продвигаться к финишу. Выигрывает команда или пара, которая первой справилась с заданием и по пути не разъединила руки.
«Попробуй догони».
Дети встают парами на две параллельные лыжни и начинают скользить, стараясь обогнать напарника.
«Пройди, не задень!».
Участники делятся на две команды. На утрамбованной снежной площадке расставляются флажки или другие предметы. Каждый участник команды должен скользить, огибая предметы до линии финиша и обратно до линии старта, стараясь не задеть флажки. Выигрывает команда, которая первой справилась с заданием и не сбила ни один флажок.
«Кто быстрее добежит до флажка?».
Играющие делятся на две или три команды. На расстоянии 5—10 м находятся флажки. Каждый участник команды скользит на лыжах до флажка. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием. Усложнить задание можно, предложив детям скользить определенным способом (скользящим или ступающим шагом).
«Вокруг флажка».
Играющие делятся на две или три команды. На расстоянии 5—10 м находятся флажки. Каждый участник команды скользит на лыжах до флажка и, огибая его, возвращается в свою команду. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием. Усложнить задание можно, предложив детям скользить определенным способом (скользящим или ступающим шагом).
«Кто быстрее повернется?».
Дети стоят в шеренге. По сигналу они должны переступанием повернуться в ту сторону, где стоит инструктор (игрушка, дерево и др.).
«Кто пройдет и ни разу не упадет?».
Педагог предлагает детям ступающим шагом подойти к определенному месту. Выигрывает тот, кто не упал при движении.
«Слалом».
На ровном месте или на пологом склоне втыкаются в снег флажки или палки на расстоянии 2 м. Дети обходят флажки, огибая их, то с правой, то с левой стороны. Выигрывает тот, кто быстрее всех справится с заданием и не уронит ни один флажок.
«У кого будет меньше шагов?».
Инструктор предлагает детям пройти скользящим шагом до обозначенного места. Выигрывает тот, кто сделал наименьшее количество шагов.
«Лыжные буксиры». На снежной площадке прокладываются две параллельные лыжни, в конце которых устанавливаются флажки или кегли. В составе каждой команды по два игрока, одновременно соревнуются 5—8 пар. Первые номера без лыж становятся впереди вторых —т у них в руках ленты или веревки. Вторые номера, встав на лыжи, держатся за второй конец ленты или веревки первых номеров. По сигналу первые номера начинают бег по снегу к флажкам, буксируя вторые номера, стоящие на лыжах. Выигрывает пара или команда, которая первой справилась с заданием.
«Биатлон». От линии старта на расстоянии 5—10 м устанавливается двое ворот на высоте 1 м. В 5—10 м от ворот подвешиваются мишени. В 2—5 м от мишени втыкаются в снег флажки. Две команды становятся за линией старта против своих ворот. У каждого игрока по мячу. По сигналу они пробегают под воротами. Добежав до флажка, ребенок должен бросить мяч и попасть в мишень. Затем игрок возвращается в свою команду, и движение начинает следующий игрок. Выигрывает команда, игроки которой скорее закончат пробежку и большее число раз попадут в мишень.
«По местам». Дети стоят в кругу. Водящий игрок, подъезжая то к одному, то к другому игроку, говорит: «За мной!» Вызванные дети, воткнув свои палки в снег, начинают скольжение за водящим. Постепенно водящий уводит за собой всех игроков. По команде инструктора «По местам!» дети стараются занять место в кругу между палками. Тот, кто останется без места, становится водящим.
«Присядка». Дети спускаются на лыжах со склона, глубоко присев.
«Конькобежец». Сперва дети передвигаются по лыжне, заложив руки за спину и слегка нагнувшись вперед. Затем, глубоко присев, съезжают с пологого склона.
«Карусель». Инструктор держит обруч, к которому привязаны разноцветные ленты по количеству детей. Дети берутся за другой конец ленты и по команде инструктора «Закружилась карусель!» начинают скольжение в одном направлении, по команде «Стой!» останавливаются. Затем начинают движение в другую сторону.
«Встречная эстафета». Дети делятся на две команды и стоят за линией старта на двух параллельных лыжнях навстречу друг другу. По команде они начинают скольжение по лыжне по параллельным лыжням. Пересекая линию старта, каждый игрок стучит в бубен или звонит в колокольчик, после чего начинает движение следующий игрок команды. Выигрывает команда, игроки которой первыми добежали до стартовой линии соперника.
«Найди дорогу». Инструктор заранее прокладывает лыжню. Она должна быть достаточно сложной — иметь неожиданные повороты, спуски, подъемы и различные препятствия. Путь, по которому должен пройти ребенок, обговаривается заранее или обозначается рисунками, стрелками, флажками. В конце дороги детей должен поджидать какой- нибудь сюрприз.
Приложение3
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ИГРЫ В ХОККЕЙ




Приложение 4
Подвижные игры
Гонка с булавами.
Для игры нужны гимнастические булавы. Если булав не имеется, можно использовать деревянные городки или просто сделать деревянные столбики высотой 15 — 20 см. Дети делятся на несколько команд по 3—5 человек в каждой. Все команды строятся на стартовой линии в колонны. Против команды — булава, каждый игрок имеет клюшку. После сигнала все игроки, стоящие первыми в колонне, гонят булаву клюшкой так, чтобы она не упала, до установленного места. Затем возвращаются и передают эстафету следующему игроку по команде. Если во время гонки булава упадет, ее надо поднять, а затем продолжать гонку.
Мяч — «печать».
Для проведения игры нужен маленький резиновый мяч. Все участники с клюшками, кроме водящего, свободно располагаются на площадке. После свистка воспитателя водящий убегает от игроков, перемещаясь в любом направлении. Остальные играющие также перемещаются по катку и перекидываются мячом, которым они должны осалить водящего. Кто осалит водящего, сам становится водящим.
Салочки.
У всех играющих — клюшки. Один выбирается водящим. Дети свободно располагаются на площадке. Цель водящего — ударить по шайбе так, чтобы она догнала дюбого из играющих, коснулась его, и тогда тот становится водящим. Вместо тяжелой резиновой шайбы используется легкая пластмассовая (они продаются в магазинах игрушек).
Футбол на льду.
Дети делятся на команды по четыре человека в каждой, которые располагаются в 3 м друг от друга. Все игроки — с клюшками, а у команды — две шайбы. После сигнала воспитателя первый и третий игроки четверки передают обе шайбы по кругу. Штрафное очко получает ребенок, у которого окажутся обе шайбы. При повторении игры шайба передается в противоположную сторону (рис. 27).
Игра с мячом.
Участники игры с клюшками в руках образуют круг и становятся на расстоянии двух-трех шагов друг от друга. В центре круга — водящий. Он кладет перед собой гладкий небольшой мяч и ударом клюшки старается выбить его за пределы круга. Играющие препятствуют этому и отбивают мяч назад. Тот, кто пропустил мяч с правой стороны от себя, сменяет водящего и становится внутрь круга.
Гонка с шайбами.
Несколько играющих, вооружившись клюшками, становятся на линии старта. Каждый получает шайбу (резиновый кружок). Перед всеми игроками на расстоянии 10—15 м ставится кегля. По сигналу воспитателя дети доводят клюшками свои шайбы до кеглей, огибают их и возвращаются. Выигрывает тот, кто вернется первым (рис. 28).
Защита крепости.
Все играющие — с клюшками. На катке чертят два круга (один внутри другого): первый диаметром 1 м, второй —
5 — 10 м. В первый круг становится защитник и охраняет крепость, чтобы туда не попал мяч. Все остальные играющие располагаются во втором круге и передавая мяч друг другу стараются нанести неожиданный удар и попасть мячом в крепость. Если же мяч попал в крепость, защитник входит в общий круг, а тот, кто сумел забросить мяч, становится на его место.
Взятие города.
Для проведения игры нужны клюшки по числу участников и маленький резиновый мяч. На противоположных концах катка отмечаются на льду равной величины города.
Дети делятся на две команды, и каждая из них располагается на одной половине площадки. Каждая команда защищает свой город, чтобы в него не закатился мяч, и в то же время старается загнать мяч в город противника.
Побеждает команда, которой удается за время игры (5—8 мин) загнать большее число мячей в город противника.
Запрещаются толчки, грубая игра и удары клюшкой. Игроки не имеют права стоять в городе.
Убывающие кегли.
Для проведения игры нужны кегли по числу участников. Дети становятся в шеренгу на расстоянии одного шага друг от друга. Перед каждым ставят кеглю. Затем ребята поворачиваются вокруг и выполняют какое-нибудь упражнение типа зарядки: наклоны, приседания, «пистолетик» и т. д. В это время воспитатель убирает за спиной у детей одну кеглю. По сигналу все дети бегут к кеглям, и каждый старается схватить кеглю и загнать ее за стартовую линию. Кто окажется без кегли, временно выбывает из игры (пропускает игру один раз).
Встречная эстафета.
Для проведения игры нужны клюшки и маленькие резиновые мячи по количеству Играющих команд. Кубиками отмечаются две черты на расстоянии 8 — 10 м от другой. Дети делятся на несколько (3—4) команд. Каждая из них рассчитывается на первые и вторые номера. Одна половина команды становится около одной черты, другая половина — около другой. По сигналу воспитателя первые номера берут клюшки и гонят мячи ко вторым номерам своей команды, которые стоят во главе колонны, и передают им клюшки, а сами становятся замыкающими этой колонны. Вторые номера гонят мячи в сторону первых номеров и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не возвратятся на свои места (так, как стояли до начала игры). Выигрывает команда, которая раньше выполнит задание.
Приложение 5
Воспитателям и детям — о хоккее
(методические рекомендации и материал для бесед)
Беседа 1. Хоккей — любимая национальная игра (из истории хоккея)
Воспитатель демонстрирует иллюстрации игры в хоккей.
— Ребята, посмотрите на иллюстрации! В какую игру играют спортсмены?
Правильно, это — хоккеисты, обладающие смелостью, быстротой реакции, силой. Хоккей как спортивная игра помогает приобрести эти качества.
Откуда появилась игра, кто ее придумал? Появился хоккей на траве в индейских племенах Северной Америки (Канады) очень давно, более ста лет назад. Сначала у игры не было правил, а игроки не были похожи на сегодняшних хоккеистов-спортсменов. Хоккей получил распространение в странах Азии, в Центральной Европе. Это была игра сильных мужчин, а сейчас в хоккей играют и женщины.
Наша команда много лет была ведущей среди хоккейных команд мира. Всему миру известны имена знаменитых российских хоккеистов: Владислава Третьяка, Вячеслава Фетисова, Валерия Харламова, братьев Буре. Наши хоккеисты выигрывали и побеждали не только благодаря своим умениям, знаниям правил, но и дружбе. Ведь хоккей — командная спортивная игра.
Кто из вас видел хоккейный матч по телевизору? Вы заметили, как ловко передвигаются хоккеисты по ледяной площадке на коньках, стремясь продвинуть клюшку ближе к воротам противника и забить гол (шайбу в ворота)? Но вместе с этим необходимо и защищать свои ворота, поэтому каждый игрок в команде выполняет свою работу, задачу.
Ребята, скажите, какова роль нападающих в команде? Правильно, вести шайбу и «атаковать» ворота соперника. А у защитников? Верно, не давать нападающим забить гол в свои ворота, т.е. оборонять их.
Хоккей бывает разный. Есть хоккей с мячом на траве. Догадайтесь, в какое время года лучше играть в этот хоккей? Правильно, поздней весной, летом.
Есть хоккей с шайбой. Когда в него играют? Зимой, на ледяной площадке.
Есть хоккей с мячом на снегу.
Есть даже роликовый хоккей, но он мало распространен.
Ребята, теперь вы знаете виды хоккея, а в какой из них мы будем играть? Правильно. На льду — с шайбой; на снегу — с мячом.
Беседа 2. Игровая площадка, инвентарь
Воспитатель предлагает детям познакомиться с игровой площадкой,
Игровое поле. Размеры хоккейного поля 15x10 м. Гладкие деревянные борта, окружающие поле, не ниже 0,5 м, или их можно заменить снежным валом. Поле между воротами разделено двумя синими линиями на 4 части:
1— зона нападения;
2— нейтральная зона;
3— зона защиты;
4— судейская зона.
Все другие линии — красного цвета. Ворота ставятся прямо на лед. Они снабжены сеткой, легко передвигаются. Высота ворот — 1м, ширина —16,5 м. В детских играх на начальном этапе освоения игры в качестве ворот можно использовать кегли, кубики и другие зрительные ориентиры.
— У меня на столе лежат предметы. Все они разные. Предлагаю поиграть: необходимо убрать лишние и оставить только предметы, необходимые для спортивной игры хоккей. Назовите эти предметы. Правильно, это — коньки, клюшка, шайба, шлем. Весь этот инвентарь необходим для игры хоккей.
Но мы будем играть в хоккей без коньков. Поэтому сегодня нам надо научиться подбирать клюшку по росту, переносить ее.
Ребята, удобно ли вам играть такими маленькими клюшками, ведь у хоккеистов клюшка по размеру больше? Удобно, потому что клюшка соответствует вашему росту и должна доставать игроку до подбородка, если она «носком» касается земли.
Вот у меня в руках клюшка, соответствующая моему росту. Андрей, подойди и попробуй, удобно ли тебе держать такую клюшку и играть ей. Почему? Правильно, она слишком велика. А если взрослый будет играть маленькой клюшкой, удобно ли ему? Нет, неудобно: ему придется очень низко наклоняться.
Посмотрите, как надо держать клюшку двумя руками: одной — сверху, за край рукоятки; другой — на 30 см ниже.
Шайбу можно широким движением руки толкать клюшкой, при этом важно смотреть не на шайбу, а немного вперед. Обходя противника, нужно вести шайбу частыми толчками, не отрывая клюшку ото льда. Игрок должен подобрать по себе форму, клюшку, уметь правильно переносить ее на место игры. {Показ.)
Дети проходят один круг — клюшка внизу сбоку или на плече.
— Игрок должен уметь правильно держать клюшку. Кто умеет? Покажите! Клюшку во время замаха не надо поднимать выше пояса. (Дети показывают замах.)
— Существуют 2 вида броска шайбы:
1) короткий — при ведении (показ детям);
2) с широким замахом — при подаче и забрасывании голов.
Очень важно научиться останавливать шайбу. Я вам покажу, как остановить мяч, а вы постройтесь парами и попробуйте выполнить подачу и остановку шайбы.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ровным кругом». Тот, кому не хватит клюшки, — выполняет задание на картинке, которую выберет.
Итак, принять позу хоккеиста, взять клюшку, выполнить замах!
- А теперь отгадайте мои загадки:
Чтоб в хоккей играл Ванюшка,
Подарили ему... (клюшку).
Ее бьют — она не плачет,
Ее бьют — она не скачет.
По льду несется лихо!
- Это ... (шайба), — скажем тихо.
Кто, как страж, стоять готов
И спасает от голов? (Вратарь)
Беседа 3. Простейшие правила игры в хоккей
Гол считается забитым, если шайба полностью пересекла красную линию ворот. (Для дошкольников нецелесообразно вводить на начальном этапе обучения положение « вне игры »). 1
Силовым приемом в борьбе за шайбу называется толчок плечами или бедром. Он разрешен на всем поле.
Запрещается: толкать противника более чем с двух шагов разбега; задерживать его, перебрасывать за борт; ставить «подножку» при помощи клюшки, частей туловища; преграждать путь при помощи клюшки, поднимать шайбу.
Виды штрафов:
а) малый (удаление игрока на 2 минуты);
б) большой (удаление на 5 минут);
в) дисциплинарный (удаление на 10 минут);
г) дисциплинарный (удаление на все время игры);
д) штрафной удар (буллит).
Штрафы назначаются, если игрок ведет себя грубо, не по правилам, недисциплинирован, дерется. Игрока отсылают на «скамью штрафников». При дисциплинарном штрафе игрока можно сразу заменить.
Штрафной удар назначается в том случае, если, вопреки правилам, был сорван неизбежный гол: например, бросок клюшки, подцепка сзади. Шайбу бросает игрок нападающей команды со средней линии, в направлении ворот. Дополнительный бросок отлетевшей шайбы не разрешен. Все остальные игроки находятся за средней линией.
Замена. Для того чтобы добиться равномерной нагрузки на детей, замена производится целостными звеньями каждые в 2-3 минуты.
Вратарь. Во время атаки вратарь стоит в позиции «ноги вместе», немного согнувшись и наклонившись вперед. Клюшку он держит перед носками ног. Он прикрывает ту сторону ворот, на которую следует атака. Может делать ногами оборонительные движения — ноги врозь.
Команда состоит из 1 вратаря, 2 защитников, 3 нападающих. У капитана четкое обозначение в виде буквы «К».
Перерывы — 5 минут. После каждого перерыва происходит смена ворот.
В детской игре допустим упрощенный вариант: 2-3 периода по 8-10 минут. Игра начинается с вбрасывания шайбы судьей и двумя стоящими друг против друга игроками-соперниками.
Беседа 4. Техника и тактика игры хоккей
Комбинация из передвижений, владение шайбой — сложная задача для детей, трудная для начинающих игроков, поэтому в подготовительной группе детского сада обучение владению клюшкой и шайбой — длительный, системный процесс.
Обучение движению на коньках — это отдельный вид деятельности. В дошкольных учреждениях практически нет условий для обучения детей игре в хоккей на коньках.
Пасы. Передача требует плавного и точного ведения клюшкой шайбы в направлении дели. Кроме того, игрок должен ориентироваться в пространстве (на поле), научиться сопоставлять свои действия с действиями других игроков, уметь анализировать ситуацию игры.
Броски. Точный и сильный бросок по воротам осуществлять трудно. Различают броски: с замахом (летящий бросок); броски-удары.
Детям более доступны броски-удары. При таком броске клюшку держат одной рукой ближе к нижнему концу. Замах зависит от расстояния до ворот. Следует стремиться к коротким броскам без остановки.
Передача шайбы. Шайбу можно остановить клюшкой, ногой. Важным в передаче шайбы является мягкий отвод клюшки, т.е. отвод ее крюка в момент ведения шайбы.
Обманные приемы («финты» ). Их проводят при помощи корпуса и клюшки при обыгрывании противника и при броске по воротам. При этом возможен наклон головы и корпуса в сторону, передвижение ног влево - вправо, «симулирование» броска по воротам.
Техника вратаря. Низко летящую шайбу вратарь отражает при помощи широкого крюка клюшки. Летящие шайбы ловят специальной перчаткой или отражают щитками для ног, клюшкой, плечом, грудью.
Беседа 5. Мы — команда
Тактика. Это различные комбинации и игровые системы. К ним относятся:
1) обводка противника;
2) выбор места и задержка противника;
3) выбор обманных приемов;
4) выбор способов передачи;
5) игра у борта;
6) выполнение задач защиты и нападения.
Детям дошкольного возраста сложно выбирать тактические действия в соответствии с игровой ситуацией. Тактика для дошкольников — это атака и оборона всеми полевыми игроками.
Умейте защищать! Оборона начинается после потери шайбы на половине поля противника. Существуют различные виды обороны. Противника задерживают оттянутыми назад нападающими и блокируют при помощи разрешенных силовых приемов.
Умейте нападать! Атака — быстрый переход от оборонительных действий к наступательным. Центральные нападающие играют позади крайних, сохраняя тактический обход. Это помогает быстро создать оборонительный заслон.

